Я родом с Илимска

altКирилина Елена Иннокентьевна
Ведущий библиотекарь
библиотеки им. Ю.Ф.Федотова

Я родилась в поселке, который теперь находится на дне Усть-Илимского водохранилища. Этот поселок назывался Илимом и находился на берегу одноименной реки. У поселка на момент затопления была богатая история, несколько столетий его населяли люди, и можно только гадать, как сложилась бы судьба Илимска, если бы не затопление. Мне захотелось рассказать о своей малой Родине, и о тех местах, где родилась. Считаю, чтобы строить будущее, нужно хорошо знать прошлое. Тем более что история повторяется, и участь Илимска в ближайшем будущем разделят современные населенные пункты, которые попадут в зону затопления Богучанской гидроэлектростанции.

История Илимска

Под Иркутском археологи нашли стоянки первобытного человека, возрастом 24 -26 тыс. лет, а ученики Нижнеилимской школы обнаружили на берегу Илима стойбище древнего человека. До прихода в Сибирь русских, она была заселена кочевыми племенами, занимавшимися скотоводством и охотой. Коренное население в Приилимья – эвенки. Эвенки – как их называли раньше – тунгусы – весьма своеобразный народ. Их называют детьми тайги. После Октябрьской революции эвенки довольно долго ещё продолжали кочевой образ жизни.


В 1627 г. было построено зимовьё в устье Илима. Енисейский воевода Хрипунов, во время своего похода в 1629 г. по Верхней Тунгуске, оставил в устье Илима 30 казаков для ознакомления с Илимом и организации похода по Илиму на Лену. Зачинателем освоения Илимской пашни стал Ерофей Хабаров, занявшийся хлебопашеством на Илиме и Лене в 1632 – 1640 годах. Илимск долгое время выполнял роль базы для снаряжения отрядов землепроходцев, устремившихся к Тихому океану. После основания острога Илимску был пожалован статус города, и он стал центром Илимского воеводства. До укрепления Иркутска, Илимская пашня снабжала хлебом весь северо-восток Сибири. На Илиме варили соль, курили вино, добывали и плавили медь, выплавляли железо. Илимск оказался удаленным от основных магистралей и со временем утратил свое былое значение.


Поселения пашенных крестьян на Илиме появились в 1645 г. (деревня Погодаева). В 1649 г. появилось упоминание в документах деревень Макарова и Перетолчина. Заселение Илимского края шло не так быстро. Из — за сложных природных условий заселение долины Илима русскими продолжалось более 90 лет.


Люди с испокон веков предпочитали сухопутному пути водный. Водный путь был менее трудоёмким и более безопасным. В своих походах казаки шли вверх по реке до её истоков, искали возможность перейти на другую реку, текущую в нужном им направлении. Речка, постепенно уклоняясь к северу, уводила казаков в низовья большой реки, по которой продолжали плыть вниз по течению, то есть на север, до первого правого притока, по которому можно было снова двигаться на восток. Время шло. Казаки вынуждены были останавливаться на зимовку. Для своей безопасности строили остроги. На большой реке больше ровных безлесных мест и, значит, безопасней.

Остроги становились опорными базами подготовки дальнейших походов вглубь Сибири.
С 1649 г. острог стал центром самостоятельного Илимского воеводства; представлял собой в это время укрепление общей длиной 119,5 саженей с двумя башнями – проезжей и глухой. В 1666 г. весь Илимский острог сгорел, и год спустя воевода Оничков заложил его вновь на другом, более удобном месте. Новый острог с бревенчатым тыном имел длину 319 саженей, 8 башен, из них 3 были проезжими. С западной стороны при въезде по дороге из Енисейска – Спасская башня. С южной, обращенной к р. Илиму, — Знаменская (Богоявленская?) башня. С восточной, по направлению к месту старого острога, — Введенская башня. Из построенного воеводой Оничковым острога, сейчас сохранилась одна Спасская башня. Её заложили 21 июля 1667 года. Это была первая постройка нового Илимского острога. Более 300 лет она простояла на своем месте, и практически не ремонтировалась.


alt
Первая церковь в Илимском остроге была сооружена в 1645 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа. Эта церковь была уничтожена пожаром, и вместо неё в 1787 г. был возведен третий храм, сохранявшийся почти без изменений до середины 20 века. В 1925 г. Иркутский губисполком включил Спасскую церковь в списки построек, представляющих историческую ценность. А спустя лишь пять дет, в 1930г. в церковном здании устроили этапный пункт для пересылки заключенных, а через несколько лет храм окончательно разрушили.


Первая церковь в Илимском остроге была сооружена в 1645 г. во имя Спаса Нерукотворного Образа. Эта церковь была уничтожена пожаром, и вместо неё в 1787 г. был возведен третий храм, сохранявшийся почти без изменений до середины 20 века. В 1925 г. Иркутский губисполком включил Спасскую церковь в списки построек, представляющих историческую ценность. А спустя лишь пять лет, в 1930г., в церковном здании устроили этапный пункт для пересылки заключенных, а через несколько лет храм окончательно разрушили.


В 1673 г. была построена Введенская церковь. Двуглавие храма означало наличие двух приделов: один во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы, другой – во имя Святителя и Чудотворца Николая.


Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена в 1679 г. илимским соборным попом Петром Максимовым и стояла вне стен Илимского острога, неподалеку от проезжей Спасской башни.


В 1760 г. было закончено строительство Московского тракта, и тогда Иркутск получил название кандального тракта. Центром губернии становится Иркутск, центром уезда – Киренск, а Илимск получает статус заштатного города и превращается в место ссылки особо опасных государственных преступников. Таким ссыльным в 1791г. через Иркутск, Верхоленск и Усть – Кут приехал в Илимск Радищев. Семь лет пробыл А. Н. Радищев в Илимском остроге и, назвав его погибельным краем, в 1797 г. отбыл в Москву, минуя Иркутск, через Братск и Тулун.


В Илимске находился в ссылке даже генерал – адъютант шведского короля Карла XII — Канифер, попавший в плен к русским под Полтавой. Среди сосланных в Илимск В. Н. Шерстобоев называет князя Чюрмантеева, князя Михаила Уракова, который жил в Илимском уезде до своей смерти, бывшего переяславского полковника Танского. Много ссыльных жило почти по всем деревням Нижнеилмимского района. Местное население почему — то звало их варнаками, хотя относилось к ним довольно дружелюбно. Очевидно, сказывалось то, что большинство старожилов попало сюда тоже не по доброй воле. Звали варнаками, а сами где-нибудь на видном месте оставляли булку хлеба и пакушу табака. Помните из песни: «…хлебом кормили крестьянки меня, парни снабжали махоркой…»? Это не выдумка поэта. Так было в илимских деревнях.
В 1931г. в Нижнеилимском районе на поселении находилось 440 человек ссыльных, в основном уголовников. Были среди ссыльных, как тогда говорили, и «антисоветские элементы», кулаки из южных районов области, монахи, бывшие офицеры и урядники из местного населения и даже исправник Сотников, который был сослан из Нижнеилимска в Воробьёво. Считали, что дальше нашего района ссылать было уже некуда. Не зря Радищев назвал наш край погибельным.


Настоящий Илимск


Строительство автомобильной дороги вдохнуло новую жизнь в старинный Илимск. Через реки и ручьи были построены капитальные искусственные сооружения – мосты, водопропускные трубы, но деревянные, поэтому приходилось периодически ремонтировать их и перестраивать. 1949 г. в Илимске был построен новый деревянный трехпролётный мост через Илим, который просуществовал до затопления.
Электроснабжение осуществлялось поселковыми дизельными станциями. В поселке установлены полуавтоматические телефонные станции на 200 и 100 номеров Министерство связи. 1960 г. поселок превратился в поселок лесозаготовителей и геологов. В 1939 г. было построено деревянное одноэтажное здание семилетней школы. Позднее рядом было построено ещё одно здание, и открылась средняя школа. В 1939г. была построена двухэтажная деревянная больница. В нашем поселке находилось две библиотеки: профсоюзная, леспромхозовская. Моя мама работала в леспромхозовской библиотеке, которая находилась при клубе.


Когда стал вопрос о выборе места для переселения поселка из зоны затопления на новые места, все жители поселка были единодушны в своем решении поселится там же, только повыше.


Людей стали переселять в ближайшие поселки – это Хребтовая, Рудногорск, Новая Игирма, Коршуниха, Каймоновский, Тубинский и т.д. Мы уехали из Илимска, когда мне было 6 лет. Была маленькая, но запомнила я многое… Наш садик стоял возле Спасской башни, и когда нас родители забирали из садика, мы любили проходить в внутри башни. Благодарю судьбу, что родилась в этом старинном поселке, который стал частью истории нашей страны. Частичка моего поселка, то есть Казанская часовня, и Спасская башня сейчас стоят в Тальцах. Очень жаль, что много деревень ушли под воду: Илимск, Зырянова, Романова, Нижне – Илимск, Погодаева, Бубново и т.д. Писатель Г.Данилов в своём стихотворении «Поклон Илиму» в главе «Трагедия» реально воспроизводит события того времени: как не хотели селяне съезжать из домов, как полыхали зарницы от зажженных деревень, как горели хозяйские избы. Люди потеряли Родину, свой тихий уголок, где родились и выросли:


Где казак искусный очень
Первый башню заложил?
Где Радищев любил осень,
За свободу слова жил?


Судьба людей изменилось не в лучшую, а в худшую сторону. Мы с родителями переехали в поселок Каймоновский. Мама работала в библиотеке, к ней целыми толпами ходили дети. Как только наступало лето, мама собирала детей о 10 -14 лет и отправлялась на экскурсию в Илимск.


В настоящее время, я живу в г. Усть-Илимске, но постоянно собираю и покупаю литературу об Илимске

3125

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.