Путь от с.Тулуновского на р.Лену. (Илимско-ленский волок)
Путь от с.Тулуновского (с главн. Московского тракта), через с.Братское, на с.Усть-Кутское, расположенное при впадении р. Куты в Лену, с каждым днем делается необходимее; он особенно оживился после проезда этою дорогою м. зимою г. начальника губернии; много после того прошло по этому тракту обозов с промысловою кладью и проехало частных лиц; главным же двигателем в данном случае является николаевский железоделательный завод, который особенно в последнее время сумел привлечь своим добросовестным исполнением заказов многих ленских золотопромышленников. Начиная с начала осени и почти всю зиму до весны тянулись по этому пути обозы с железными произведениями этого завода; надо полагать, что ни в далеком будущем, завод вынужденным будет устроить в Усть-Куте особый склад своих произведений, в виду того, что прииски часто встречают в летнее время необходимость в некоторых железных предметах, доставлять которые из завода, летом, нет никакой возможности, так как устанавливающийся зимою транспортный путь между Ангарою и Леною в другое время года становится не доступным для движения транспортов, так же как это было в верхоленском округе, на Березовом волоке, где ныне проложена и устроена дорога (Получившая название «Шелашниковской» по приговорам обществ верхоленского и балаганского округов, в память губернатора, устроившего этот прямой путь через хребет). Летом перевозка тяжестей и особенно громоздких вещей на Лену из николаевского завода или с московского тракта прямым путем пока затруднительна, вследствие чего доводится выписывать всякую мелочь через Иркутск, что при несвоевременной доставке обходится весьма дорого ил же заказ прибывает не в срок, а иногда даже так, когда вовсе минет в нем необходимость.
Тем ни менее однако ж многие из проезжающих считают гораздо выгоднее и успешнее ехать из Усть-Кута через Братск, на Тулун, чем Леною на Иркутск: тут две пользы: во первых уменьшается почти полпути, во вторых езда дешевле обходится, а главное выигрывается много времени.
Нельзя не надеяться, что на этот путь будет обращено особенное внимание, в виду развития почтовых сношений на проселочных дорогах, так как с учреждением здесь этого сообщения наверное правительство, да и местная администрация приняли бы меры к улучшению дороги, а следовательно к оживлению этого глухого угла: впрочем и теперь нельзя сказать, чтобы дорога эта была настолько дурна, что нельзя уже вовсе ездить, напротив, если частные люди находят, что по этому тракту выгоднее проехать, то уже это указывает на необходимость осуществления тракта. Впрочем, нынешнею зимою, в виду общей дороговизны на хлеб и особенно фураж, по случаю неурожая того и другого и малонаселенности местности, перевоз клади по этому пути был дорогой.
Допуская, что многие и понятия не имеют об упоминаемой дороге, помещаем маршрут этого прямого пути, соединяющего в Иркутской губернии два главных речных бассейна ангарский и ленский и московский тракт с р. Леной. Начнем с Лены: От с.Усть-Кутского до станции Ворошиловской считается 30 вер. зимою езда по р. Куте, а летом верховая. Тут только одно зимовье, куда ежедневно приезжает из с.Каймоновского и др. деревень потребное число ямщиков для отбывания обывательской и междудворной гоньбы: от станц. Ворошиловской до с. Каймоновского. (28 дворов) тоже 30 вер. и такая же точно езда. Кроме того в летнее время, если бы кто пожелал тянуться вверх по р. Куте в лодке, то и это можно, но только это будет медленно, как вообще езда вверх по воде и при том по довольно быстрой реке, с частыми отмелями или, поместному выражению, с шиверами.
Следующая станция будет Мукская, 27 вер., село в 10 дворов, пристань; зимою дорога примерно верст на 17 грунтовая, обыкновенная, а остальная 10 по реке; от сюда до дер. Хребтовской 27 вер. (Избушенка тож 5 дворов); дорога зимою и летом грунтовая, довольно порядочные хребтовые перевалы; дальше Хребтовской тоже хребтами, зимой и летом, до известного нашего древнего, ныне заштатного, города Илимска, 29 вер. Последние два переезда летом можно делать не только верхом, но и свободно на колесах; из г. Илимска нужно, прежде всего, переправиться через р. Илим и непременно вооружиться большим терпением, чтоб добраться до следующей Суворинской станц. (8 дворов), до которой считается 42 версты, но сколько будет в действительности неизвестно. Расстояние это определено местными жителями должно быть только по времени на переезд этого пути затрачиваемом: зимою его можно сделать в 8-10 часов. Правда надоест лежать в кошеве во время десятичасовой езды, но летом, наверное, ещё тяжелее при верховой езде. Впрочем, если бы этот тракт осуществился, то на половине дороги можно было бы учредить станцию, где теперь существует зимовье, называемая заимка Касьянка, которое во времена оно для этого именно и было устроено.
От Суворок ещё два переезда до р. Ангары станц. 1-я выселок Каймоновский 28 вер. (13 дворов), и станц. 2-я, село Мамырское 33 вер. (88 дворов). Эти два переезда без всяких затруднений легко сделать проезжими для колесных экипажей, если только местной администрации угодно будет обратить свое внимание на этот кратчайший путь, возникающий уже сам собою.
От Мамыра идет уже правильное и устроенное сообщение по р. Ангара до села Братского: 1-я станция селение Кежемское 22 вер., 2-я ст. селение Филиповское 24 вер. и 3-я ст. село Братское 24 вер. Таким образом от села Усть-Кутского до с.Братского выходит примерно до 316 вер. Это расстояние проезжающие делают зимой и летом в 3-4 суток, а кладь идет около недели и более.
От села Братского до с. Тулуноского, т.е. до московского тракта, считается 240 вер. Легковой переезд этого расстояния совершается в одни сутки и менее, а тяжести следуют меньше пяти суток. Дорога эта устроена, ежегодно ремонтируется, имеет обывательские станции.
Следовательно, всего от села Усть-Кутского до Тулуноского указанным выше путем (на с. Братское) выходит только 556 вер. тогда как через г. Иркутск, на тоже с. Тулуновское транспорты и вообще проезжающие должны сделать 529 вер. лишних так как от Усть-Куты до Иркутска считается 720 вер., а от сюда до с. Тулуновского 365 вер., а сколько надо переплатить полишних дорогих прогонов (4,5 коп. по Лене, 3 коп. по другим трактам), а также расходов на экипаж или лодку, ямщикам на чай или водку, то об этом уже и говорить нечего, а главное же – трата времени.
Само собою, разумеется, что с осуществлением между названными пунктами прямого, устроенного сообщения, край этот быстро оживится, воскреснет снова и вспомнит старину, когда илимско-ленский волок был единственным путем первых русских колонизаторов на Лену и далее на Восток. Потребуется учредить в г. Илимск почтовую станцию или отделение с приемом всякого рода корреспонденции.
Забытый и заброшенный ныне этот край, с первым в губернии, по основанию, своем гор. Илимском и его памятниками древности, только и поддерживается еще в настоящие годы благодаря енисейцам, которые стараются всеми мерами пробить себе дорогу на Лену и кажется рано или поздно достигнут этого; они уже приступили к устройству в Усть-Куте больших размеров торговых лавок и складов под товары (Калашников). Немудрено также, что сюда будут проникать и заграничные товары с устьев Енисея, с открытием пути по ледовитому морю.
Кстати о енисейцах следует заявить, что для учреждения в г. Илимске почтовой приемной станции они не отказываются оказать пособие на первоначальное обзаведение, так что дай, только, живительный толчок местная администрация и к осуществлению этого вопроса со стороны ее населения и проникающих туда экономических деятелей она встретит полную готовность споспешествовать делу. Почта же от Усть-Кута до г. Илимска могла бы ходить существующим порядком на обывательских, а дальше, к Тулуну, понадобилось бы на этот предмет учредить вроде же обывательских станций от Суворок до с. Братского, т.е. пять пар, в пяти пунктах, потому что от с. Братского до Тулуноского почтового отделения сообщение давно организовано.
18 Апреля 1879 г.
Опубликовано 4 мая 1879 года.