Куйтун (нижнеуд. окр.)
Большой московский тракт, по которому совершается передвижение всех идущих в В. Сибирь тяжестей, сделался ареной всевозможных подвигов. Селение Куйтун, с населением 315 ревизких мужских душ, имеет 5-ть лавок, 10-ть кабаков и в перспективе оптовый винный склад. Здесь отаборились полтора десятка евреев и группа цыган, несколько вечно-пьяных поселенцев дополняют картину населения. Более десяти постоялых дворов, дают пристанище ямщикам и здесь без малого каждый день грабят бедных ямщиков-томичан, тщетно отыскивающих свои пропажи. Хлеба здесь сеют не мало, но не взирая на урожаи, крестьянин наш поставлен в необходимость, по осени отдать большую часть хлеба за долг кулаку, ссудившему его заимообразно на посев, или зимой на пропитание. Продать излишки, кроме кулаков или наезжих прикащиков, тоже некому, по отдаленности рынков.
С октября месяца принято собирать с крестьян окладные повинности и поборы на мирские расходы. К этому времени налетают подобно саранче прикащики, с туго набитыми бумажниками, задавая деньги под будущий урожай. Нынешнюю осень в здешнем околотке, от одного лишь г. Кузнецова произведен закуп хлеба и овса за 200,000 пуд., по 30-35 к., с доставкой за ничтожную плату до Жигаловской пристани на р. Лене (300 в.). Много также истребляет хлеба смежный Александро-Невский винокуренный завод Васильева.
Кимильтейская волость с населением в 3,500 д.м.п. имеет 3 школы с 85 ч. учащихся обоего пола. На содержание кимильтейской ассигнуется в год до 700 р., остальные две получают по 520 р. Содержание волостного правления со всеми расходами, — включая непредвиденные, обходится обществу до 5,000 р. в год.
Грамотных крестьян здесь нет; на общественные дела влияют евреи; мирскими делами заправляют поселенцы писаря.
Проходящие обозы доставляют значительный доход, но доход этот почти исключительно достается евреям. Чтобы судить о числе обозов следующих из Томска в Иркутск и обратно, достаточно упомянуть, что в Куйтуне в зимний день (в сутки) продается на постоялых дворах до 500 пуд. одного овса. Редкость, если обоз выйдет из Куйтуна без потери товаров.
Невольно задумаешься о способах наживы содержателей постоялых дворов напр. Н. и Д., видя, как они, выражаясь по здешнему, скоро распыхались. Не так давно на одном из постоялых дворов похищено на 200 руб. шелковых товаров и проч.; 2-е января с другого постоялого двора украдено у томского ямщика пять мест чая! Бедняга-возчик заливается горькими слезами… Сказывают, что чай продан цыганами одному еврею-лавочнику.
При общей суматохе и распущенности, не обходится и без преступлений. 15-го августа 1877 г. один богатый крестьянин куйтунского села, подозревая у своей сестры, 50-летней девицы деньги, оставшиеся от матери, убил ее и труп спрятал в подполье. При первом удобном случае труп был выкинут к овину и прилегающему лемму, в каких-нибудь 30-40 саж. от двора. Собаки обглодали труп, оставив кости, и лоскутья одежды. По клочку волос и части лица, мимо проходившие крестьяне узнали остатки убитой и кому следует объявили. Что оказалось по следствию, неизвестно. Верно лишь то, что приходской священник предал погребенью голову убитой по обрядам святой церкви.
Благодаря громадному стечению проезжающих цены на провизию в Куйтуне напоминают якутские. Так 1 ф. соли стоит 5 к.; мясо 3 р. 20 к.; масло 12 р. 80 к.; сальные свечи 8 р., мыло 7 р. 50 к. до 8 р., сахар 16 р.; крупчатка 3 р. 20 к. – 4 р.; кедровые орехи 4р.; ржан. Хлеб из первых рук 50 к.; пшеничный 70-90 к.; воз сена до 3 р.; овес 70 к. до 1 р.; сажень сосновых однополенных дров 1р. — 1р. 25 к., зимой до 2-х р. не смотря на то, что лес под боком, в 300 саженях.
М.М.
Опубликовано 21 января 1879 года.