Трактовая дорога и ее исправление
Исправление трактовой дороги по восточной Сибири отнесено к натуральной повинности, которую отбывают жители ежегодно с 1-го июня и по 1-е июля. Число рабочих назначается начальниками губерний, по особому ежегодному расписанию, основанному на представлениях окружных исправников.
Эта натуральная повинность рассчитывается не на ревизские души, а на так называемые могутные т.е. на рабочую силу: мужчина от 18 лет до 50 считается работником, и на этих рабочих силах лежит отбывание дорожной повинности. Из могутных рабочих назначается один или два из пяти, высылалось иногда и по 3 из пяти.
Так как нижнеудинский округ значительно малонаселеннее, чем балаганский, то из последнего высылается часть рабочих в помощь нижнеудинцам.
Исправление дороги и ее постоянное ремонтирование идет слишком давно. Но так называемое капитальное, правильное устройство сибирско-московского тракта по восточной Сибири от Иркутска до Ачинска началось, — если не ошибаюсь, — с 1852-1855 годов.
За правило было принято провести дорогу как можно прямую, поднять в низменных местах, сделать канавы для стока воды по обеим сторонам, — устроить насыпь полотна дороги из гальки, несколько выпукло, так чтоб сток воды был свободен с полотна в канавы. Одним словом, предполагалось, что сибирско-московская дорога будет вроде шоссе. Это предположение нельзя было считать утопическим. Примеры на лицо: несколько станций от Иркутска и около Красноярска сделаны так, что мало уступают шоссейной дороге и уже в течении слишком 15 лет не требуют большого исправления. Начало такому исправлению дороги положено бывшим исправником З. (Это был в своем роде Лоскутов, но более осторожный и ловкий. Его хорошо помнят от Тулуна до Красноярска, помнят и горбуна – его рассыльного, с неизменной нагайкой). Ему то обязана дорога своим устройством. Но так как его переводили из одного округа в другой, то он и успел лишь в каждом округе, где был, устроить где одну, где две станции капитальной дороги.
Преемники З. стали смотреть на дорогу, как на обычную повинность, которую так или иначе, а надо выполнить. Приходит май месяц, составляются осмотры дороги, большей частью на бумаге, прямо в канцелярии, а иногда во время проезда на лихой тройке во весь дух. Потом доносится начальству о потребном числе людей и расчисляются участки, где какому обществу рабочих стоять. Там утверждают представление и к первому июня люди все на работе по своим участкам. – В тех участках, где галька давно открыта и все знают, что она есть, — ей и усыпают дорогу, а где местонахождение гальки еще не известно, ее не ищут, а сыплют просто песок исуглинок.
Крестьяне хорошо знают, что ежегодно отбыть дорожную повинность надо, что эта песня бесконечная, но что она дольше определенного времени длиться не может. Как ни работай, — а на будущий год опять та же песня.
Участки даются разные, напр. кимильтейские рабочие нынче стояли в Байроновском участке, а на будущий год встанут в алзамайском, а в байроновском будут уже стоять уянские рабочие и т.д.
Надзирающие за работами исправник и заседатели не могут быть в одно и тоже время везде.
Приедут, — и работа кипит; уедут – иное дело. Ближайшие наблюдатели – волостные члены; — но они ведь те же крестьяне, та же рабочая сила. Отбыв свои годы головой, придется стать тем же крестьянином, придется относить самому ту же повинность. Да и вообще – свой своему по неволе друг, особенно, если дело идет не о собственном интересе и не задевает начальнического самолюбия.
Не могу не сказать здесь несколько слов о волостных: они ужасно скоро свыкаются с самовластием. Уроки, конечно, получают они от волостных писарей, за то держат себя в отношении к ним как вполне им подчиненные. И не мудрено: крестьянин знает, что волостной писарь всему голова. Пока служит в должности волостного члена, — ублажай его, да и ублажай… а то такую ввернет штуку, — что и дома и животов не хватит… да еще, пожалуй, и буйную головушку не сложишь дома, а понесешь в якутскую область. Удивительно и то, что в волостные писари редко попадают кончившие курс воспитанники уездных училищ, получившие воспитание на счет своих обществ. Непременно вотрется проходимец из поселенцев или жидов, или если крестьянин, то из другой волости, как будто в своей ему не сручно.
Хороша ли наша вообще трактовая дорога, так много требующая рабочих сил? Пусть на этот вопрос ответят проезжавшие и проезжающие по ней с весны и до снега, даже спустя месяц и менее после каждогодней поправки. Все согласятся, что дорога эта, кроме избранных мест, — не хороша; если же, при многолетней ежегодной поправке, она не хороша, то из двух одно: или есть непреодолимые препятствия к тому, чтоб дорога была хороша, или же способы исправления непригодны к делу и надо найти другой исход.
Что невозможности сделать дорогу хорошей – не существует в В.Сибири, — это доказано опытом. Остается допустить вторе предположение. Посмотрим.
Дорожная повинность есть самая значительная из повинностей, какие относит крестьян В. Сибири, даже выше податной потому, что приходится отбывать ее в рабочую пору. Рассчитывая, что если только из 5 рабочих взять одного с конем и таратайкой, снабдив его на месяц съестными припасами, обувью и проч., то это обойдется не менее 30-35 рублей т.е. по 6-7 рублей на могутную душу.
Если бы дорога работалась с пользой, т.е. участки исправлялись капитально, тогда дорога в 5-6 лет была бы исправлена так, что ремонтировка требовалась бы лишь самая ничтожная; быть может достаточно было бы по одному рабочему из 5-ти а то на десятидневный срок не более, для поправки мостиков, труб, по засыпке ямок – и т.п. При нынешнем способе исправления, ежегодные работы ни к чему не ведут и, даже, говоря по правде, — не редко портят дорогу, не давая грунту окрепнуть. Я говорю о тех участках, где не разыскана галька т где насыпается ежегодно песок и суглинок. Прошлогодняя насыпь только что станет правильно оседать, крепнуть, как на нее насыпают новую; пойдут дожди, размочат ее и образуется тягучая грязь, а по просухе колеи и рытвины.
Народ хорошо знает, что эта повинность, лежащая на нем, перейдет и на детей его и внуков. Он работал бы лучше, если знал, какую часть работы должен сделать, чтобы после быть спокойным если не самому, то доставить облегчение детям. Но этого то условия и не соблюдается.
Дорожная повинность есть общая для крестьян и инородцев В.Сибири. Справедливость требует, чтобы она ложилась равномерно на жителей всех округов, через которые проходит дорога.
Виноват ли напр., нижнеудинский округ в лице своих обитателей в том, что московская трактовая дорога проходит в его районе – как раз на 400 верст, а по балаганскому округу на 152 версты? Между тем, в нижнеудинском округе жителей мужского пола 20,000, а в балаганском 50,000. При разверстке всего протяжения трактовой дороги по числу жителей в обоих округах придется на версту дороги – по нижнеудинскому округу – 50 душ, а по балаганскому, на ту же версту, 362 души, — разница значительная, так что для уравнения пришлось бы от балаганского округа отделить к нижнеудинскому 30,000 душ, так как общая разверстка по обоим округам выходит на версту 134 души. Это расчет на ревизские души; могутных настоящее число нам не известно, но их следует исчислять приблизительно почти четвертой частью из числа ревизских душ муж. пола. – И этот расчет приблизительно верен: значит, на одну версту придется около 30 или даже 40 рабочих сил. О населении округов каннского, красноярского и ачинского мы не имеем под руками сведений.
Опыт доказывает, что всякое дело, за какое берется человек, идет успешно только тогда, когда делается это дело охотно, сознательно, когда рабочие силы, сознавая полезность труда, на них возложенного, знают пределы этого труда и знают еще, что от них самих зависит облегчить этот труд в будущем и для себя и для своих детей. Но такое сознательное отношение к дорожному делу возможно только тогда, когда крестьяне уверятся, что раз исполнивши дело хорошо, они не будут потревожены на следующий год и действительно получат облегчение. Не думайте, что сибирский крестьянин не поймет пользы и не приложит труда там, где будет видеть – свою же пользу.
При теперешних порядках исправления трактовой дороги – крестьянин рассуждает так: «лонись стояли мы в байроновском участке, ноне стоим в алзамайском, — на лето, пожалуй, придется в бирюсинском; где хуже дорога, туда и погонят; значит, как ни работай, все одно. – Отмаешься день и ладно; глядишь дождя Ьог пошлет, отдохнем; то так, то сяк промаешься месяц, — ну, и ладно: опять до другого лета!».
Подобное отношение никогда бы не вошло в голову крестьянина, если бы он знал свой коренной участок дороги, который следует известному обществу отделить, устроить вполне капитально, и затем поддерживать ежегодно. – Тогда бы только нужно было выслать рабочих определенное число, — или даже предоставить самому обществу определить число рабочих и, даже смотреть за исправностью работ будет излишне. Они сами не помилуют друг друга и лучше всякого барского надзора поведут дело. – Они найдут гальку там, где ныне ее нет по официальным сведениям, — найдут возможность навозить эту гальку зимой на дорогу, чтобы она была под руками.
Разумеется при таком порядке исправления дороги, должная быть соблюдена строжайшая справедливость в отношении разверстки дорожных участков по числу душ данного селения, — так, чтобы и число верст соответствовало вполне населению – и, чтобы путь – от места жительства к дорожным участкам, по возможности, был уравнен; должны быть приняты в соображение и местные условия, напр. топкое, низкое место – должно считаться вдовое; одна верста такой местности за две против той, где полотно уже достаточно поднято и не требует насыпки и утрамбовки.
Зная свой участок каждое общество постарается, как можно скорее, выполнить свой труд, устроить капитальную дорогу и за тем уже поддерживать ее постепенно, под своей личной ответственностью.
Без правильной утрамбовки дорога немыслима. – Железоделательный завод Бутиных для иркутской, и абаканский для енисейской губерний, вероятно не откажут, для общей пользы, а также и своей, отлить и даже пожертвовать несколько катков для утрамбовки дороги.
Приняв за основу приведенные здесь правила дорожного исправления, в 3, а много в 4 года, можно достигнуть той цели, к которой тщетно стремятся доселе.
После 4-х лет капитального исправления, потребовалась бы самая ничтожная ремонтировка, весьма не трудная. Люди поняли бы значение усиленного труда и его пользу и сами старались бы не запускать дорогу, чтоб опять не наделать себе тяжелого труда капитального исправления.
Имя свой определенный участок, каждое общество будет знать, где начало и конец его труда.
Конечно, предлагаемые нами меры суть только паллиативы. Но нельзя же не прибегать иногда и к ним, если радикальные меры, — в настоящем случае обращение натуральной повинности в денежную, пока еще не возможны. Хуже оставаться в чаянии отдаленного лучшего, при самом неудовлетворительном.
В заключение не можем не сказать, что альфа и омега всего этого дела – это выбор достойных руководителей дела, а в этом прежде всего мы страдаем
Ал. Незнаемый.
Опубликовано 6 августа 1878 года.