Дешембинское озеро. 2013

Дешембинское озеро


Ну, вот и настал долгожданный отпуск, пора ехать на Дешембинское озеро. Поездку планировал полгода: рисовал gps-карту для Навитела, набирал народ, собирал сведения об озере, о его чудодейственных грязях и о всяческих непонятностях, которые творятся рядом (это про чертово кладбище (ЧК)), ну и, конечно же, готовил машину — лифтанул, обрезал, немного усилил, проварил, купил модные тапочки — FS500, ну, и т. д.

Карту нарисовал. Народу сначала собиралось много, уже думал, что нужна будет ещё, как минимум, одна машина, но все обошлось, чем ближе была дата выезда, тем меньше народа оставалось, их постепенно накрывали какие-то неотложные задачи, проблемы, отсутствие финансов или просто наступала амнезия – «никуда я не собирался и меня вообще с работы не отпустят», и дальше в этом же духе.

Сведений об озере и ЧК насобирал тоже кучу, от правдоподобных, до мягко говоря, мифических (по некоторым из них можно сериалы снимать). Наметил кое, какие полянки для проверки на предмет ЧК, хотя их уже, скорее всего, проверили различные энтузиасты ЧК задолго до меня. И вообще с этим ЧК столько странностей, которые даже рядом не стояли с его главной странностью — на нём погибает всё. Первая странность – вот уже тридцать лет как его ищет куча народу, но никто не может найти. Вторая – периодически появляется народ, который его находит, но опять, же никто не говорит, где оно находится, как будто у них на поляне взяли подписку о неразглашении (а некоторые, якобы, туда даже туры организовывают, но это уже другая история). Третья – место его расположения — все очевидцы, которые на нем были (это не те которые искали, это те которые нечаянно нашли, или которых туда привели, но это было очень давно, в середине прошлого века), указывают на разные места, в квадрате, примерно, 100 на 100 километров, то ли этих ЧК несколько, то ли оно постоянно пепрятывается, то ли его вообще никто не находил, а это все — глюки. А уж если почитать про предполагаемую природу возникновения ЧК, то тут уж понимаешь — нет предела человеческой фантазии. Ни кого не хочу обидеть, все версии читал с интересом, наиболее интересная версия, на мой взгляд (ЧК. Хроники ковинского артефакта ), по этой версии стоило бы сериал снять, правда, мрачновато получится.

Поездку планировали на начало июня, потому как меньше мошки и комаров. Комары там говорят такие, что – «слету кирзовый сапог прокусывают». А мошка в любом виде неприятна, так про эту говорят, что она ещё не спит никогда.

03.06.2013

Первый день отпуска (выходные не считаются – это святое). Занимаюсь подготовкой машины. Прокатился по городу собрал кое-что в ЗИП (коммутатор, регулятор напряжения ещё чего-то по электрике). Протянул кардан, колеса, ещё какие-то гаечки и болтики, подергал проводку, на шкворнях убрал по одной пластине, попытался прошприцевать крестовины и карданы (при шприцовке кардана из него вылилось с пол-литра воды (где она там только помещалась), крестовины упорно не желали шприцеваться, некоторые уговорил, на остальные плюнул), заменил подрессорные подушки (не так уж это страшно как казалось).

Народу набралось аж три человека:
Ринат (Штурман)

Андрюха (в недалеком будущем — домкратоносец)

ну и собственно я

Пока я ковырялся с машиной — они закупали продукты, всякие репелленты (от комаров и от клещей), петарды (от медведей – мы все-таки надеемся, что их можно ими испугать) и собирали аптечку. Ринат, правда, сначала пытался мне помогать, но был прогнан, потому, что я всё делаю не так, не туда и вообще не здесь.

Вечером собрались у меня обговорили последние детали. Маршрут наметился такой (Усть-Илимск – Братское шоссе (для Братчан оно Усть-Илимское) — Выезжаем на лесовозную дорогу – Заброшенная точка ПВО – р. Кова – д. Карамышево – о. Дешембинское – Недостроенный санаторий – попробовать покататься вокруг поискать ЧК, или хотя бы доехать до устья р. Дешемба – о. Ближнее (Тандака) – Усть-Илимск.

04.06.2013

Утро было мрачным, погода постоянно сопливила. Выезд был назначен на 10.00. Покатался по городу, заправил половину необходимого бензина (долго просчитывали, сколько же его понадобиться на 150 километров асфальта, примерно километров 60 грунтовки и примерно 40 километров непонятно чего – сошлись на том что 200 литров должно хватить), в общем сотню литров заправил (в бак до полного, остальное по канистрам), остальное решили заправить по дороге (что бы не возить с собой лишнего). После заправки записал показания одометра, уже год мучаюсь вопросом – сколько она все-таки ест? Собрал народ поехали, тут же они начинают вспоминать, что забыли купить хлеба и соли, заехали в магазин, они ушли, возвращаются с двумя полными пакетами – нихрена себе – думаю – сходили за хлебушком.

Выехали из города и вспомнили, что соль они опять-таки не купили. Ну ладно закупим где-нибудь по дороге.

Как только выехали из города, эти изверги, открыли пиво и начали его нагло пить. Ну, блин, думаю, отомщу, правда, ещё не знаю как, строю в уме всякие пакости. Но возможность и мне поглумиться над ними возникла довольно скоро, когда у них пиво попросилось наружу. Но глумился я не сильно, так немного побурчу себе поднос, и говорю: «Сейчас, только на гору вскрапкаемся», а там вся дорога в горках, некоторые довольно таки затяжные.

Едем себе потихоньку, ямки видно из далека, скорость не большая (около 70 км/ч, плюс минус 10), есть время сообразить проехать прямо по яме или лучше объехать — ляпота, отвлекаюсь на попить соку и вижу прямо по курсу большущую яму, пытаюсь объехать, но с второстепенной выезжает машина, в общем ловлю яму, бутылка стоящая на коленях у штурмана падает на пол, разливается, я торможу, и только останавливаюсь, слышу, как открывается сзади дверь и Андрюха с возгласом «Во фартануло», скрывается в кустах. Проржались, поехали дальше.

Немного проехав, начались проблемы с музыкой, звук начал заикаться, дергали модулятор, перетыкивали флешку, потом решили заново найти волну, а магнитола её вообще потеряла и отказалась находить. Отключили её нафиг, периодически включали и пробовали найти волну – бесполезно. После очередного выключения она отключилась навсегда и больше не включалась.

Заехали по пути в последнюю деревушку на нашем пути, наконец-то купили соли, заправили оставшиеся 100 литров. По показаниям одометра проехали 99 километров, в бак влезло 14 литров, был приятно удивлен, мне казалось, что она ест не меньше 20 на сотню. Поскакали немного по асфальту и наконец, въехали на грунтовку.

Вначале грунтовка была немного лучше асфальта, но потом быстро испортилась, появилось очень много ям, на которых либо приходилось скакать, либо еле-еле ползти и слегка покачиваться. Большую часть шли на второй передаче, иногда переходил на третью. По пути заехали на заброшенную точку ПВО, поглазели на кучу брошенного металлолома, остатки каких-то землянок и кучи глухариных какашек, я, признаться, ожидал большего, но не знаю чего конкретно. Доехали по р.Кова, на мосту стоит лесное КПП, за мостом свернули к реке. Весь берег закидан металлом, – какие запчасти от тяжелой техники, емкости под горючее и просто мусор, вода в реке мутная. Немного побродили, Ринат облаял местную собаку, та с ужасом ретировалась. Поехали дальше.

В одной из низин ловим ямки, ну как ямки – неровности – как на знаке «неровная дорога». УАЗик по ним проскакивает и после этого при выжиме сцепления, появляется какой-то посторонний звук. Походили вокруг послушали, решили, что ни чего страшного, вечером разберемся.


Доехали до стана лесорубов, на реке Кроватка, это такой небольшой поселок на несколько домов, откуда рабочих развозят на деляны. Планировали сегодня доехать до д. Карамышево (это несколько в сторону от нашего основного маршрута) и там переночевать. Навигатор показывал, что нам ехать прямо, но там было что-то ужасное – грязь перемешанная тракторами. На всякий случай уточнили, у стоящих неподалеку рабочих, где дорога на Карамышево. Они ткнули в том же направлении куда мы и думали, и добавили «но вы там не проедете». Спорить с ними желания не было, решено было двигаться дальше к озеру.

Небо слегка прояснилось, появились последние лучи солнца. Немного проехали, опробовали петарды, которые были куплены для отпугивания медведей, оказались довольно громкие и дымные – то, что надо. Еще немного проехав, встретили остатки того, что когда-то называлось гордым словом экскаватор. Порассуждали какие мы все-таки бесхозяйственные, что можно было это все сдать на металлолом, но потом прикинули сколько будет стоить вывоз, решили пусть дальше стоит.

Дальше была задача свернуть на нужную дорогу. Пока рисовал карту по снимкам, нашел две дороги, одна старая (назвал её — «дорога к озеру 1») и одна новая (соответственно — «дорога к озеру 2»). Ещё дома решил, что нужно ехать по новой дороге, как оказалось не зря. Поворот на первую дорогу мы даже и не заметили, только посмотрел по навигатору, что мы его проехали, оставалось дело за малым не пропустить поворот на вторую дорогу.

Когда доехали до поворота, поняли, что его хрен пропустишь, потому, как прямо дорога практически кончается, и уходит вся в этот поворот, а прямо уходит небольшое направление. Хорошая дорога, с хорошей подсыпкой, едь не хочу. Так и ехали, осматривая из кабины, мимо проплывающие деляны, оставленные балки, емкости. В один из балков (сделанный из цистерны) зашли посмотреть, не удержались.

Едем дальше, по карте нам нужно ехать прямо, но направо дорога гораздо лучше подсыпана, решили пока ехать по подсыпке, потом смотрю, навигатор показывает, что мы пересекаем первую дорогу (старую – как я думал), а подсыпанная дорога уходит дальше и уже совсем не в том направлении куда нам нужно. Решено было свернуть на первую дорогу дальше ехать по ней. Немного об этой самой первой дороге: широченная дорога (многие города обзавидуются, но только шириной), по краям дороги навалены деревья (дорогу делали бульдозером особо не утруждаясь уборкой деревьев), а вот покрытия у дороги, как оказалось, нет никакого, просто сверху дерн содрали и все.

Свернули, едем, не долго едем, метров пятьдесят. Начинаем понимать, что под колесами нет ни какой подсыпки, а только сплошная глина. Влетаем в первую лужу, начинаем вязнуть, выходим назад (вот тут бы надо было задуматься или хотя бы сходить посмотреть, что там впереди), с третьей попытки проскочили лужу, за ней ещё одна, её проскакиваем со второго раза, дальше вроде и не лужа, а так низинка перед подъемчиком. Влетаем в эту низинку и вязнем окончательно, машина не идет ни в зад не вперед.


УАЗик сидит по самое не балуйся, как осмотр показал, в каком-то болоте, в которое вода прибывает с трех сторон, а уходит с одной, но очень медленно. На улице часов десять вечера, но ещё светло, у нас летом поздно темнеет. Пока ходили вокруг УАЗика, чуть не оставили там сапоги (зразу вспоминалась детская народная забава – мышка, мышка отсоси…). Ну, пришло время поработать руками. Покидали немного петард, для успокоения себя и для острастки мишек. Я бегаю по обочинам, напиливаю и притаскиваю наваленные бульдозером деревья. Андрюха с Ринатом все это пихают под домкрат, под колеса, под ноги, а это все куда-то тонет и тонет.

Зад вроде подняли, но уже стемнело. Хотели приготовить покушать, но сил уже не было, разогрели по банке тушенки и пошли спать в УАЗик. В палатке спать было как-то сыкотно, у нас последнее время мишек поразвелось как-то многовато.

05.06.2013

Погода начала радовать, солнце светило, дождь не капал, ветер практически не дул, по небу проплывали небольшие куски облаков.

С утра решили заняться передом, пока ходили вокруг, продавили грунт и стали проваливаться чуть ли не по пояс. Настелили из бревен тротуарчики и началась работа. Пока поднимали перед, опять просел зад, решили подергаться, некоторые бревна под колесами разъехались, УАЗик не идет не вперед ни назад.

Опять начали поднимать перед. И тут я замечаю на обочине какое-то движение. Ещё не успев перевести взгляд и увидеть, что это пронеслась куча мыслей что делать: взрывать петарду; заводить пилу; хвататься за топор; или просто лечь в болото прикинуться пиявкой. Когда перевел взгляд оказалось, что все не так плохо – это был человек. Полетел следующий ворох мыслей: мы здесь не одни; что он тут делает без рюкзака; может, тоже где-то рядом застрял; не одни мы такие пришибленные.

Оказалось все просто это дядька из бригады лесовосстановления, они где-то рядом, по его словам, километрах в полутора от нас деляну пашут. А он пошел на звук пилы посмотреть, что тут за лесоповал. Конечно, от нас одним из первых был вопрос про трактор. Он сказал, что трактор есть, даже два, но оба сломаны, у одного коробка, а у другого, что-то по мелочи, что уехали за ремкомплектом и возможно скоро сделают. Ещё поговорили про медведей, он подтвердил наши догадки, сказал, что мишек много. Выяснили куда нам надо было ехать, ключевой фразой в его объяснениях было «главное на деляне не заплутать», рассказал какие мы придурки, что вообще на эту дорогу сунулись, что это вообще-то зимник и летом сюда никто не лезет даже трактора. В общем, договорились так: если трактор отремонтируют они приедут нас вытаскивать, если мы сами вылезем, то заедем к ним на деляну сказать, что уже не надо. И ещё он сказал, что если мы поедем дальше и там засядем, то туда уж точно никто не поедет вытаскивать, но мы не особо-то и не расстроились, мы и здесь-то ни на кого не надеялись, а вот так уж подвезло…

И только он развернулся и пошел обратно. Поднятый перед УАЗика начинает заваливаться и с громким плюхом падает в сторону мимо подстеленных бревен и опять тонет по самый бампер. Опять все заново – под домкратом бревна тонут, под колесами тонут… Опять ковыряние в грязи. Я решил подбодрить, что типа на озере-то грязи лечебные, возможно и здесь тоже, так, что ковыряйтесь на здоровье, после этого меня чуть не ударили домкратом (небольшой такой домкрат, железнодорожный, весит килограмм сорок). Кстати так, как Андрюха у нас был самый спортивный и увесистый, домкрат как орудие труда достался ему и он получил почетное звание — домкратоносец.

Проковырялись до шести вечера и услышали вдали ласкающее слух тарахтенье трактора. Началась суета, бегали вокруг и запихивали в УАЗик все, что из него достали, потом правда все-таки пришлось вернуться – пилу все-таки забыли. Подъехал трактор, на броне куча народа, видать решили в живую посмотреть на придурков, аккуратно подтянул лебедкой и выволок к началу дороги.

Все свобода. Вспомнили, что у нас уже больше суток где-то томится купленная дохлая курица и что уже возможно испортилась и желательно бы её съесть и прямо сейчас. Но время было жалко терять, поэтому решили её порезать на куски, а вечером пожарить и сожрать. Пока Ринат расправлялся с курицей, я устранял посторонние шумы при выжиме сцепления, оказалось прослабли гайки в месте крепления коробки и двигателя.

Едем дальше, навигатор нас вернул на вторую дорогу (та, которая новая), по которой мы выехали на ту самую деляну, на которой главное не заплутать. Навигатор вел в лужу длиной метров 100. Решили надо искать объезд. Немного покрутились по деляне, все объезды упираются либо в такие же лужи, либо в болотины. Немного потоптавшись в них, решаем туда не лезть, возвращаемся к исходной длинной луже. Лужа оказалась в некоторых местах глубиной около 70-80 сантиметров, но дно вроде твердое, сверху маленько продавливается, а дальше вроде нормально. Немного побродив по самой луже и вокруг неё, решаем ехать по ней. Посадил за руль Рината, а сам встал посередине лужи с камерой, такое надо снять. Но как у меня обычно бывает, забыл нажать запись, успел заснять только выезд из неё.

Дальше дорога оказалась немного размыта, слева огромная лужа из которой вытекает ручей поперек дороги и примерно на середине дороге превращается в водопадик, т.е. пол дороги размыто. Сначала решили закидать промоину камнями, скидали все камни которые были поблизости, но до верха так и не доложили, походили посмотрели и решили, что так проедем. Посадил за руль Рината, хотел снять на камеру этот смертельный номер, но номер оказался не смертельный, а вот снять опять не получилось, камера упорно не хотела фокусироваться, после двух ударов по ней она сфокусировалась, но промоину уже проехали, вернее объехали.

Едем дальше, впереди спуск, в низу не понятно чего. Решили сходить посмотреть, грунт вроде держит, но предательски пружинит. Походили, подумали, посовещались. Мнения менялись по несколько раз, от «нехер сюда лезть», до «проскочим и даже не заметим». Остановились где-то на среднем – «Попробуем аккуратненько». Я опять решили поснимать нашел место поинтереснее – за поворотом, встал, проверил фокусировку, включил запись, чтобы не забыть, стою, жду. Слышу, УАЗик завелся, тарахтит потихоньку, потом громче, потом ещё громче, но не приближается, стало понятно, что съемка опять не удалась. УАЗик встал аккуратненько под спуском и зарылся. За день проехали километров десять, до озера осталось около трех.

Ковыряться в этом месте было немного приятнее, ноги не проваливаются, мышка не засасывает, плашки под домкратом не уходят кубометрами в неизвестность. Но вечером выбраться все равно не удалось.

Уж не помню, в процессе чего, но я как-то не аккуратно сказал Ринату, типа «жарь свою курицу», ну жрать уж очень хотелось, с утра в желудке только пиво плескалось. Ну, он и стал жарить, попивая пиво, ворча чего-то под нос, комментируя наши действия, пока я с Андрюхой поднимали УАЗик и подкладывали под колеса. Перед подняли, подложили, осталось сделать зад. Ринат приготовил курицу, пока мы с Андрюхой её жевали, он залез в УАЗик, начал пытаться выехать, зад зарылся ещё глубже, перед разгреб все, что было под него подложено. Ринат высовывает из УАЗика кричит – «Да не вылезете вы сегодня!!!», заваливается на капот и засыпает.

С Андрюхой ещё походили с домкратом вокруг УАЗика, протоптали уже так, что вернулась наглая мышка и стала засасывать ноги, потом плюнули на все, выкинули все лишнее из УАЗика, растелились, выгнали Рината с капота в салон, и легли спать.

06.06.2013

Погода продолжала баловать – прогноз не врал – это радовало и одновременно печалило, потому, как завтра по прогнозу должны начаться дожди.

Наконец сварили супчик, и наконец-то нормально поели. Пока ещё на трезвую голову начал мучить вопрос — ну вытащим мы УАЗик из грязи, а дальше нам, куда вперед прорываться или назад в горку карапкаться? Решили сходить подальше посмотреть, есть ли вообще смысл дальше ехать, может проще пешком прогуляться. Немного прогулялись дальше по дороге, выявили ещё парочку засадных мест, дальше размытие дороги и решили выгребать назад. Пока вытаскивали, отвалился глушитель. Слегка поковырявшись (слегка – это по сравнению со вчерашней засадой) вышли вперед, развернулись и выкарапкались на гору.


Прогулялись до озера, окончательно убедившись в том, что не стоило сюда лезть на УАЗике, по крайней мере, не в этот раз (не успел лес после весны высохнуть).

Не доходя до озера, вышли на плешь, на которой была вертолетная площадка или её только строить собирались. На поляне стоит старенький домик с кроватями застеленными соломой, какой-то полузавалившийся сарайчик и огромная коптилка.

Под горкой возле ручья стоит банька, но видно, что построена недавно. В баньке переждали дождик и двинулись к озеру.


Побродили немного около озера, среди полузаброшенных построек. Пока искали где бы и как бы набрать грязи (она ведь лечебная, надо какие-то трофеи принести) искупался по пояс в озере, соскользнув с доски – вода и вправду теплая, но купаться взаправду как-то не хотелось. Пока сушился, утешая себя мыслью, что вода-то наверное тоже леченная (типа не зря искупался), Ринат нажарил остатки курицы. Вода в озере похоже выше своего обычного уровня, примерно на метр, все прибрежные кусты находятся в воде по самую верхушку. Во всех строениях, наблюдается недавнее присутствие мишки, внутри все разбросано, окна (те которые из полиэтилена) порваны, с краю от построек насрано.

На обратном пути свернули к недостроенному санаторию. Некоторые строения сохранились довольно хорошо, даже не скажешь, что они уже больше двадцати лет стоят ни кому не нужные, вставляй окна, устанавливай печку и заселяйся. На входе встречает недостроенный жилой блок, собственно стоит только сруб. Дальше идет столовая, стены отделаны кафельной плиткой, кирпичная печка наполовину разобрана. За столовой ещё один жилой корпус, но уже достроенный, на стены поклеены обои, была проведена сантехника и электропроводка, но это уже почти все порастаскано, около корпуса валяются чугунные батареи, печка выдрана, в некоторых комнатах разобран пол. За жилым корпусом прекрасно сохранившееся строение с табличками «М» и «Ж». Немного в стороне, от этого всего, стоит баня, видно, что использовалась, хотя вполне возможно, что и другие достроенные корпуса использовались. Дальше стоит домик, похоже, что здесь стоял дизель-генератор, запчасти от которого разбросаны по полу. Между баней и недостроенным жилым корпусом стоит, вернее уже лежит нечто похожее на бывший склад. Под досками видны чугунные батареи, запчасти от УАЗика: коммутатор, бензонасос, кусок карбюратора. Ринат немного поковырявшись с какой-то железякой, узнал в ней запчасть от реечной пилы, так, что возможно брус сюда не везли, а пилили прямо на месте.

Доплелись до УАЗика, про поиск ЧК, а тем более про поездку до устья Дешембы, даже мысли не возникло (ну их в баню), привязали глушитель и поскакали в обратный путь.

Цели доехать до конкретного места не было, главное было выбраться как можно дальше, до обещанного на завтра дождя. Уже стемнело, а мы все скачем, на дороге, в свете фар начинают оживать камни и бежать перед УАЗиком. Сначала подумал, что глюки, потом пригляделся – это зайцы. Сидят почему-то на дороге, потом в свете фар начинают метаться и искать вход в лес. Потом камни начали взлетать и лететь впереди в свете фар, понятно было, что птица, но какая, так и не определил (собственно я и не знаток птиц).

Зачем они сидели, бегали и летали перед УАЗиком, стало понятно только позже. Наблюдая за бегающими и летающими тварями (по другому их назвать нельзя) и пытаясь их догнать, пропускаю промоину на дороге, переднее колесо, каким-то чудом, с жутким ударом, перескакивает её (опять же каким то чудом, не поломав и даже не вырвав рессору, только немного погнув), а заднее не успевает и проваливается в нее, повисаем на раме. Теперь понятно, что эти бегающе-летающие гады отвлекали внимание и заманивали нас в яму.


Машина висит на раме – отдыхает. Подняли УАЗик домкратом, встал вопрос, что подкладывать, бродить по ночному лесу ни у кого желания не было. Поэтому просто подключил передний мост, и выехали, немного погнулась опора заднего бампера и поцарапалась задняя дверь. Едем дальше, ищем какой-нибудь отворот, чтобы встать на ночь, на дороге останавливаться не хочется, вдруг нас не заметит какой-нибудь лесовоз, как мы не заметили яму. Отворот найден, все баиньки.

3180

Видео

19:26
0
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.