Водянные сообщения в Сибири (III).
Как известно в 1875 г. м-во путей сообщения посылало для исследования Ангарских порогов гг. Чалеева и Аминова, которыми и представлены в м-во отчеты о плавании экспедиции. Извлекаем из трудов их указания на те места и на те препятствия, которые затрудняют судоходство по Ангаре, а также и на те расчистки и работы, которые нужно произвести, чтобы р. Ангара могла быть судоходной. При расчете количества этих работ, предполагалось, что будет создан тип судов и пароходов, не сидящих глубже четырех футов под водой: поэтому и принята нормальная глубина для фарватера в пять фут под горизонтом низких вод, и что для свободного управления пароходами и судами, достаточно иметь фарватер шириной в 15 сажень. Обозревая все течение р. Ангары от Иркутска вниз, видим, что первых 550 верстах никаких особых затруднений для судоходства не встречается. Глубина повсюду достаточная и не менее шести фут, за исключением нижеследующих ест.
На 5-й версте против деревни Монастырской глубина – 5 фут.
На 19 версте около с. Усть-Кудинского – 5 фут.
На 27 версте выше остр. Монастырского – 5 фут.
На 65 версте у острова Спасского – 5 фут.
На 75 версте выше Солеваренного завода – 5 фут.
На 107 версте ниже Буретского перевоза – 5 фут.
На 187 версте против улуса Антайского – 5 фут.
На 208 версте у острова Макитина – 5 фут.
На 248 версте у острова Тускорен – 5 фут.
На 183 и 185 верстах были найдены на фарватере 5 и 4 фута, но лоцман сознался, что он сбился с пути, и что настоящий тракт прилегает ближе к берегу, глубок и хорош. На 243 версте ни же деревни Николаевой, небольшая шиверка, впрочем нисколько не мешающая судоходству, так как наименьшая глубина 6 фут и ворота, где проходят судна, широки, более 100 саж. Далее, на 281 версте, встречается место, почему то называемое шиверой, хотя река здесь течет совершенно нормально и глубина не менее 11 фут. Показанные же за тем, на 470 до 494 версте мелкие места, находятся в стороне от настоящего фарватера, так как экспедиции на 466 версте необходимо было свернуть с настоящего пути и следовать вдоль правого берега, чтобы попасть в дер. Намырь, и только на 494 версте она снова вышла на большой фарватер, который, продолжал от 466 версты идти вдоль правого берега, по словам жителей, глубок и чист. На 510 версте находится шиверка Кириловская, которую, хотя она и глубока, нужно проплывать с осторожностью, так как в ней находится несколько камней, сидящих только 4 фута под водой: эти камни впрочем в довольно далеком расстоянии от фарватера. Немного ниже, в протоке между материком и остр. Святинским, по рассказам вожака, у левого берега мелко и попадаются большие подводные камни, вследствие чего не все суда решаются плавать этим путем, а переходят ниже острова Нарантайского, к правому берегу, вдоль которого фарватер глубже и свободнее, и снова выходят на фарватер около деревни Красного Яра. За сим река совершенно чиста и глубока до самого Похмельного порога. Течение на этом 550 верстном протяжении Ангары, в разных местах различное, и изменяется от 7 до 4,5 верст в час. Таким образом часть р. Ангары от Иркутска до села Братского острога, даже в настоящем ее состоянии вполне судоходна для неглубоко сидящих судов, что и подтверждается тем, что в 1873 году ходили пароходы на всем этом протяжении. Ныне это пароходство прекращено, встледствие несогласия между пароходовладельцами и товароотправителями относительно провозной платы, и нагруженные железом, до 5000 пудов, барки, которые тогда буксировались пароходами, теперь должны подниматься против течения бичевой, при помощи 12 лошадей. Принимая во внимание, что только в одном месте этой части Ангары глубина менее 5 фут, было бы желательно привести и это место к пяти футовой глубине, дабы суда, сидящие до 4 фут, имели по всюду и во всякое время свободный проход. Здесь кстати будет упомянуть, что во время плавания экспедиции вода стояла низкая, так что все промеры отнесены к низкому горизонту вод. Для получения борозды шириною в 15 саж. и глубиною в 5 фут, необходимо будет вычерпать до 476 куб. сажень грунта, который здесь песчаный. Других работ для улучшения верхней части Ангары не предвидится; но при том надо заметить, что безопасное плаванье по этой части, как и по всей Ангаре, мыслимо только при хороших и опытных лоцманах, и что с развитием судоходства необходимо будет обстановить фарватер знаками и маяками, так как он вследствие множества мелей и громадного числа островов и проток, крайне извилист и труден.
От села Брасткого острога характер Ангары значительно переменяется. Берега, в верхней части исключительно состоящие из песчаных и глинистых пород, и хотя высокие, но не очень крутые, переходят в обрывистые и состоят преимущественно из гранитных и диоритоывх скал, часто падающих отвесно в реку. Дно, прежде песчаное или галечное, делается каменистым, и число островов становится менее. Судно часто встречает препятствия, как то: пороги, шиверы, быки, кармангулы, подводные камни и мели.
Шесть верст ниже Братского острога находится первый порог Похмельный. Весь порог длинной 470 саженей, проплывается в 5,5 минут; откуда выходит, что среднее течение равняется 10,20 верст в час. Нет сомнения, что течение в пороге не равномерное, и следовательно, показанная выше средняя скорость течения может быть значительно меньше скорости в какой-нибудь отдельной его части. Возможно ли будет для обыкновенного парохода подняться против такого течения, или нужно будет прибегнуть для этого к туэрам, это вопрос, который должна разрешить современная механика; что касается спуска судов через порог, в настоящем его виде, то он хотя вполне возможен, все таки далеко не безопасен, как вследствие извилистости фарватера, так и вследствие узкости проходов между камнями и грядами. Входные ворота в порог образуются двумя камнями отстоящими друг от друга на 10 саж.; вправо от них довольно широкая полоса чистой воды, которой впрочем воспользоваться нельзя для входа в порог, так как при этом судно рисковало бы быть занесенным на лежащую немного ниже береговую гряду, течением, которое в этом месте направлено не вдоль порога, а в правый берег. Саженей 120 ниже этих ворот, по середине довольно широкой полосы чистой реки, находится камень «Беляк», значительно суживающий фарватер, от которого он находится в расстоянии не более 7 саж. Ниже «Беляка» с берега выступает гряда, заставляющая делать значительный загиб в реку; еще ниже, с правой стороны находятся три камня, служащие лоцманам знаками, чтобы верно попасть между «Васильевскими камнями». Эти то камни и суть главнейшее препятствие в Похмельном пороге; отверстие между ними, где должно пройти судно, не более пяти сажень, а другого прохода нет. Пятьдесят саженей ниже этих камне порог кончается; выходные ворота шириной около 12 сажень. Полагая, что для безопасного плаванья по порогам, шиверам и «быкам» достаточно иметь по возможности прямой фарватер не уже 20 саж., и глубиной не менее пяти фут, оказывается что для достижения этого в Похмельном пороге, необходимо будет: 1) убрать камни, образующие входные ворота, так же, как и «Беляк» и два Васильевых, итого 5 камней; 2) разобрать выступающие части бережной гряды, на протяжении около 60 саж. по длине и 10 саж. по ширине; полагая, что они сидят 2 фута под водой, всего 258 куб. саж.; этой мерой фарватер значительно спрямляется; 3) расширить выходные ворота, длиной около пяти саж. на 8 саж., что потребует разработки 23 куб. саж. гряды. Углубление фарватера здесь не потребуется, так как наименьшая глубина 6 фут.
Шесть верст ниже Похмельного порога, в довольно крутом завороте реки, находится второй порог «Пьяный». Главное затруднение в этом пороге – угадать верно вход в ворота. Дело в том, что для входа в порог нужно сделать заворот 34° и этот заворот необходимо должен быть сделан перед самими воротами. Если же он будет сделан немного выше ворот, то судно, которое уже идет по направлению порога, тогда как течение еще сохраняет свое прежнее направление, неминуемо или все будет занесено на левую гряду, или же корма ударится в конец этой гряды. Само собой разумеется, что этот вход в Пьяный порог, который для нынешних гребных судов весьма опасен, не представит особенного затруднения для пароходов; ибо, если гребное судно уже издали не попало в ту струю, которая тянет именно к воротам, то ему, имеющему весьма малую собственную передвижную силу, — будет трудно успеть перегрестись поперек течения и этим поправить ошибку, тогда как пароход в этом случае не может встречать никакого затруднения. В самом завороте в пороге, находится не большой подводный камень, отлично видный уже издали по ходящему через него валу, и служащий по этому маяком для обозначения ворот; он довольно опасен, потому что остается не более 2 саж. от судна. Сейчас за ним находятся входные воторота, шириной 10 саж., а немного ниже их в 5 саж.; от фарватера камень «Беляк». Миновав «Беляк», судно пролетит мимом «Дикой гряды» и «Вредных каменьев», остающихся саженьях в 10 слева, и наконец мимо каменьев «двух Дмитровых», которые остаются саженьях в 13-ти вправо от фарватера; и находятся на чистой воде, — так как нижеследующая сухая гряда остается далеко вправо. Весь порог длиной 279 саж. по берегу и около 260 саж. по варватеру проплывается в 2,5 минуты, откуда среднее течение равно 13,38 верст в час. Падение по нивелеровке оказалось 5 ф. 10 дюйм. Наименьшая глубина оказалась около Беляка и равна 5,3 фут. Из всего сказанного видно, что для расчистки фарватера в Пьяном пороге необходимо будет убрать камень перед воротами и «Беляк», и расширить входные ворота на 20 саж. для чего нужно разобрать бережную гряду на протяжении около 10 сажень по длине, 20 саж. по ширине и 0,57 саж. по глубине, всего 114 куб. саж.
Пять верст от Пьяного или на 562 верс. Находится «Пьяный бык», длиной не более 30 саж. Ворота широки и глубоки, т.е. менее шести футов нет. Около фарватера находятся камни: «Утка», «Конь», «Черный», но из них один только «Конь» столь близок, что может быть опасен, почему его и желательно убрать; кроме левых ворот, существуют еще правые ворота, которые, по рассказам вожей, и глубже и удобнее, но ими пользуются только те суда, которые идут прямо к «Падуну», не приставая к Падунскому селению. На 578 версте находится самый крупный и быстрый из всех ангарских порогов, порог «Падун». Прежде чм спуститься по этому порогу, паузки обыкновенно пристают к Падунскому селению, для разгрузки части груза и для взятия вожжей, после чего они перегребаются к острову Инкейскому, вдоль которого их бичевой затягивают вверх по реке, до нижнего конца острова Наратая, откуда уже на греблях спускаются к порогу. За 300 саж., до порога находится шиверка или перебор, и немного ниже три камня, из которых передний называется «Кочкой». Проплыв эту кочку, нужно поворотить значительно вправо, чтобы войти в ворота, между Лопаткой (подводная скала, слева от фарватера), и правой грядкой, а затем опять влево, чтобы попасть между двумя ниже лежащими камнями; оба эти заворота довольно затруднительны, почему необходимо будет убрать Кочку. Кроме того весь наплыв от самой шиверки до нижних камней, крайне мелок и должен быть углублен. Что касается грунта в наплыве Падунского порога, то достоверно нельзя сказать, из чего он состоит, но судя по общему строению порога и по выступающей близко к горизонту воды скале (Лопатке), нужно полагать, что он каменный. От выше сказанных двух камней фарватер становится немного глубже и судно свободно приближается к порогу. Входные ворота образуются двумя грядами, из которых левая оканчивается каменной скалой шириной около 10 саж. и при этом очень извилиста. Немного ниже ворот, саженей на 5 от фарватера, находятся два крупных камня: «Черный» справа и «Беляк» слева, по уборке которых фарватер будет достаточно свободен во всем пороге, так как нижележащие гряды «Язык» и «Сухая-гряда» находятся много в стороне от него. Порог длиной вдоль берега 450 саж.; имеет падения 15 фут 6 дюйм и проплывается в 3 минуты, откуда средняя скорость течения 18 верст в час; но почти наверное можно сказать, что при входе в порог скорость доходит до 20 верст, если не более, в час. Подниматься против такого течения без сомнения придется с помощью туэров, но ручаться за успешное действие туэра в Падунском пороге невозможно, пока не будет окончательно исследовано, какое влияние могут иметь существующие боковые и неправильные течения, и нет ли на дне крупных камней, между которыми цепь может застрять или о которые она может истираться, и возможно ли будет устранить эти неудобства? Если по этим или каким-либо другим причинам, при окончательном исследовании порога, окажется неудобно подниматься ни пароходами, ни туэрами, то необходимо будет прибегнуть к более дорогому, но вместе с тем более обеспечивающему сооружении, — именно к обходу порога вдоль низменного левого берега, каналом. Некоторыми лицами, посетившими Падун, было высказано мнение, что обходить порог каналом не следует, основываясь на том, что грунт каменный, что река будто бы отходит от левого берега, подрываясь под правым, что берег не довольно низменен и что ледоход так силен, что может повредить сооружения. Но из всех этих аргументов против обходного канала, только последний имеет значение, так как гранитный грунт левого берега не представит затруднения для проложения канала; а предположение, что река отходит от левого берега, кажется не основательно, ибо оба берега Падунского порога состоят из твердого камня. Если даже это передвижение реки существует, то оно так медленно, что канал не может в скором, остаться на суше. Что же касается ледохода, то, по рассказам жителей, вода иногда в это время заливает левый берег, и льдины несутся по лугу. Эти наводнения, происходят от того, что ниже порога, где река усыпана множеством мелких островов, часто образуются мелкие заторы, поднимающие воду. Но основываясь на том, что на лугу растут небольшие деревья, нужно полагать, что или наводнения происходят весьма редко, или же разрушительное действие плавающих льдин весьма слабо; особенно вредным оно быть не может, по той причине что подпертая снизу вода, не может иметь сильного течения. В крайнем же случае всегда возможно будет устроить каменные, предохранительные дамбы. Дина канала по приблизительной проектировке 625 саж.; разница горизонтов выше канала и ниже канала 2,84 саж. или 19 фут 10 дюм.; почему предполагалось, что в конце канала будет устроен трех-камерный шлюз. Вся стоимость канала приблизительно обойдется около 100 т. руб. Сравнивая же со стоимостью расчистки самого порога, которая обойдется приблизительно 45 т. руб.; видим, что канал более чем вдвое дороже, но тут нужно заметить, что устройство туэра не принято в расчет, и оно вероятно обойдется не дешево, — и в конце концов может случится, что разница в стоимости канала и туэрного устройства, выйдет незначительна; в таком случае выбор, конечно, будет сделан в пользу канала.
Недалеко ниже Падуна, начиная от 582 версты река усыпана мелкими островами. В этом месте как уже было сказано, часто образуются ледяные заторы во время ледохода. Фарватер, который здесь идет вдоль правого берега, постоянно глубок, но должен быть хорошо обставлен знками, так как около берегов встречаются большие подводные камни.
Далее до Долгого порога фарватер совершен чист и особенностей не встречается.
Перед самым Долгим порогом находятся четыре небольшие шиверки, составляющие как бы одно целое с ним; глубина в них не менее 7 фут; ворота широки и не затрудняют плавания. «Долгий порог» тоже не особенно опасен, несмотря на все рассказы про него. Единственную опасность в нем представляют три водоворота или улова; но и они могут опасны для нынешних паузков, а для парохода они будут совершенно безвредны. Эти улова могут выбросить судно, если оно их перережет по середине из данного направления в правую сторону, причем оно, если бы это случилось у «Большого» или «Среднего» улова, рискует удариться от «Федотовские камни», лежащие ниже среднего улова, саженьях в 15 от фарватера, или о «Бураки», если оно не переезжало нижнее улово. Длина самого порога около 700 саж.; падение на этом протяжении 15 фут. 6 дюйм.; средняя скорость течения около 12 верст в час; можно надеяться, что современный пароход будет в силах, подниматься против такого течения, и что туэтов не понадобится; тем более, что течение довольно спокойное и большого вала нет. Единственное место в долгом пороге, требующее расчистки, входные ворота; они шириной около 10 саж.; почему они и должны быть расчищены; протяжение их примерно 10 саж. Трогать же подводную скалу влево от «Большого улова» нет причин, так как она отстоит от фарватера довольно далеко; тоже самое нужно сказать о плите, рядом с группой каменьев называемых «Бураками». Около трех верст ниже Долгого порога, у правого берега находится подводная скала «Сухопутник»; на всем протяжении от порога до Сухопутника река течет довольно быстро, со скоростью 8,68 верст в час. Затем она мало по малу становится шире, скорость течения делается обыкновенной, и судно до 750-й версты не встречает препятствия; если не считать препятствиями две небольшие шиверы, «Сейдановскую» и «Пашенскую», на 669 и 719 версте, да еще отмелые места около острова «Сенного» на 672 версте, где глубина оказалась 5 фут. Обе вышесказанные шиверы глубоки, первая не менее 6 фут и вторая не менее 13 фут, и совершенно безопасны; нужно однако ж заметить что скорость течения в Пашенской шивере доходит до 9,5 верст в час.
На 749 версте залегла довольно опасная шивера «Шаманская» или «Закурдаевская», протяжением около 650 саженей; проплывается она не более как в 20 саж. от правого берега. При самом входе в шиверу, слева прилегает гряда, а справа камень «Куранда»; расстояние между ними около 10 саж. 200 сажень ниже слева опять выступает гряда, а справа, в расстоянии не более 5 саж. находятся два камня, также, как и Куранда, значительно суживают проход, заставляя судно держаться близко к выступающим грядам, и по этому непременно должны быть убраны. Ниже их от выступающего мыска, вниз по течению, залегла грядка, огибая которою, судно проходит не более как в 2 саж. от него; подаваться же более в реку опасно, ибо вся река в этом месте мелка. Эту грядку вместимостью около 60 куб. саж. необходимо разобрать. Далее саженей 240 судно после прохода между двумя грядами, отстоящими одна от другой приблизительно на 10 саженей, выходит из шиверы. Для расширения этих последних ворот придется разобрать часть бережной грядки, протяжением около 5 саж. по лине и 10 с. по ширине.
В семи верстах от «Шаманской шиверы» находится «Шаманский бык», довольно похожий на шиверу, но глубже и короче, он протяжением около 400 саж. и фарватер гораздо шире и свободнее. Вход быка составляют две гряды, отстоящие друг от друга на 15 саж.; из них бережная немного ниже речной гряды. Затем с левой стороны фарватера идут четыре, более выдающиеся гряды, из которых предпоследняя носит название «Муштахан», с правой же стороны совершенно чисто, за исключением небольшой грядки или «залавни» в конце шиверы.
Опубликовано 24 июля 1877 года.
Водянные сообщения в Сибири (III).