Об ангарском судоходстве.
В 1861 г. одним частным лицом представлено было предположение об учреждении по р. Ангаре обязательных лоцманов. В этом предположении, между прочим, было высказано, что р. Ангара, этот важный для торговли путь, находится в первобытном естественном состоянии; что множество физических препятствий делает плавание по этой реке весьма затруднительным, а отсутствие обязательных лоцманов превращает этот род полезной промышленности в совершенный риск, что ныне в опасных местах провожают суда прибрежные ангарские жители, за плату вполне произвольную, без какой либо гарантии за целостность груза. Учреждение обязательных лоцманов на Ангаре обеспечит плавание по этой реке, потому что в настоящее время все почти несчастные случаи с грузами происходят от незнания проводниками своего дела.
По этому поводу собраны были некоторые сведения о судоходстве по р. Ангаре. Сведения эти могут иметь значение при нынешнем исследовании р. Ангары. По Иркутской губернии необходимость учреждения обязательных лоцманов для провода судов по р. Ангаре была прежде в виду, и на основании 269, 276 ст. Уст. Пут. Сообщ. Сделаны были распоряжения об избрании лоцманов из местных жителей и о выдаче им от общества письменных заверений к тем, что они могут проводить суда на известном расстоянии по р. Ангаре; а частным лицам было объявлено через губернские ведомости, чтобы они требовали от прибрежных проводников, при найме их, письменное свидетельство в том, что им может быть поручено проведение судов на известном пространстве.
Учреждение лоцманов признавалось необходимым только в тех селениях Братской и Карапчанской волостей, где находятся по Ангаре пристава для судов, или где хозяева судов, при значительной опасности в проведении судов через пороги и мели, не обходились до ныне без найма, для проведения судов, особых вожаков из местных жителей. В округах же Иркутском и Балаганском надобности в лоцманах частные лица не встречают и никто из жителей этих округов не изъявил желания поступить в сословие лоцманов.
По Енисейской губернии высказаны были следующие соображения; по Ангаре, которая называется в Енисейском округе Верхней Тунгуской, суда с грузом, преимущественно с хлебом, провожаются в опасных местах, прибрежными жителями. Такими местами считаются в волостях:
- Кежемской 1) шивера игренькова; 2) порог Анаканский; шиверы: 3) Глухова; 4) Медвежья; 5) Кашина;
- Нинчугской – 6) шивера Брянская; 7) порог Турской; шиверы: 8) Косая; 9) Овсянка; 10) Аладьина; 11) так называемый Выдольский бык, большая скала, значительно выдвинутая в реку.
В селениях, жители которых приглашаются провожать суда, считалось ревизских душ м.п. по волостям: Кежемской, в с. Кежемском 419; Кашино-Шиверском 73; дер. Савиной 55; д. Тургеньева острова Нижней-Изголовки 85; Нинчугской: в деревнях, — Клиншиной 81, Потутиной 38, Голтявиной 51, Заимской 68, Потоскуйской 24.
Крестьяне, провожающие суда, получают плату, смотря по трудам и времени, от 2 до 8 руб. с каждого судна и в каждом опасном месте. Они снабжены от своих обществ особыми удостоверениями, что они действительно знают хорошо опасные места на известном пространстве водяного пути и способны быть надежными вожаками. Отвечать за несчастья на опасных местах эти вожаки не берутся, по невозможности предупредить многие из этих несчастий. Внезапный ветер, малейший недостаток силы рабочих на судне, несоразмерный с положением воды груз и проч., угрожают опасностью отбросить судно с путевого течения и разбить его о камни. Это в особенности неизбежно при мелководье: при большой воде опасность гораздо меньше и некоторые суда проплывают почти все опасные места даже без вожаков.
Прибрежным жителям внушено, чтобы они вообще не отказывали в пособии судохозяевам для безопасного проплыва.
При проходе судов, под провожанием прибрежных жителей, было два несчастных случая, в 1858 и 1859 годах. Разбились два судна о подводные камни при проходе через Аладьину шиверу, собственно от несоразмерного с состоянием воды груза, неисправности и недостатка силы постоянных работников, бывших на тех судах.
Судоходство по Ангаре продолжается с мая до сентября.
Если допустить учреждение обязательных лоцманов из прибрежных жителей, то потребовалось бы избрать из названных выше селений, более многолюдных, значительное число крестьян, а из малолюдных всех взрослых работников, и освободить их от некоторых натуральных повинностей, в особенности от подводной, в обременение для других жителей. Между тем неизвестно, чем могут быть вознаграждены эти лоцмана и их общества, первые за важную обязанность, сопряженную с большей ответственностью, а последние за увольнение своих общественников в обязательные лоцмана и принятие на себя отправления, вместо них, некоторых натуральных повинностей и будет ли это вознаграждение достаточно обеспечивать домашний быт лоцманов, если они, занимаясь целое лето провожанием судов, отстанут от своих пашен. Несчастья с судами, как выше сказано, происходят не от незнания местными вожаками своего дела, а от других большей частью физических причин. Следовательно предположение, что учреждение обязательных лоцманов обеспечит плавание по р. Ангаре, подвержено сомнению. Прежде всего нужно подумать о способах к устранению физических препятствий. При этом указывалось на учреждение акционерной компании и направление поставки всех кяхтинских товаров, от самого Иркутска, по Ангаре и потом на р. Кеть, бывшую еще прежде путем для сплава иркутских товаров и других тяжестей. Если нынешние необязательные вожаки судов, за отлучками на полевые работы и по другим своим хозяйственным занятиям, не всегда готовы для безостановочного провожания судов или, отрываясь от нужных в быту своем занятии, берут за то произвольную плату, то судохозяева, казалось бы, должны иметь это в виду. Они могли бы, по соглашению между собой, без участия со стороны правительства, перед каждой навигацией посылать своих агентов в тем места, где требуются вожаки, для добровольного найма лоцманских партий и заключения с ними договоров. Иначе нельзя отнимать у крестьянина, также как и у всякого свободного человека, права требовать, по своему усмотрению, вознаграждения за свои труды и неожиданное отвлечение от собственных его занятий.
В течении шестилетия 1858-1863 по Ангаре прошло судов с грузом: По Карапчанской волости в 1858 году 18, в 1859 г. 138; в 1860 году 335; в 1861 60; в 1862 г. 21; в 1863 г. 10. По Братской волости: в 1858 году 26; в 1859 г. 19; в 1861 г. 13; в 1860 г. 4; в 1862 г. 3; в 1863 г. не проходило. По Кежемской волости: в 1858 году 85; в 1859 г. 93; в 1860 г. 176; в 1861 г. 65; в 1862 г. 14; в 1863 г. 11; По Пинчугской волости: в 1858 году 58; в 1859 г. 110; в 1860 г. 178; в 1861 г. 120; в 1862 г. 50; 1863 г. 30.
Опубликовано 13 июля 1875 года