Разорение Албазина. (1685 – 1689). Часть 2.
«В следующем (1686), говорит та же биография, «гражданский чиновник Палаты Внешних сношений Лампи, схватил одного из Лоча по имени Оисконко и узнал от него, что пришельцы Лоча снова начали строить на месте, прежнего города Якса земляной вал, устраивать укрепления и обзаводиться по прежнему хлебопашеством. Его Величество Государь Шенцзу, получив об этом донесение, приказал в 5 число 4 луны Ланданю, Бандаржа и Гуамбао с товарищами снова двинуться с армией, и отпуская их, в особой аудиенции сделал Ланданю такое наставление: «ты с товарищами отправляясь в нынешний раз с армией против Лоча, в действиях своих должен иметь сугубую осторожность; по прибытии на место, ты должен поступить с ними согласно прежним наставлениям нашим, т.е. сначала прибегнуть к средствам увещательным, вразумив их что вы, Лоча, суть люди внешнего (другого) Государства; ослепившись корыстью, с опасностью жизни заходите в наши пределы и производите беспокойства нашим подданным; что ты послан теперь против них с большой армией, и что вы, Лочи, должны скорее сдаться и покориться нашему оружию, в противном случае ни одного из вас не останется в живых. По взятии города Якса ты должен не останавливаясь идти вперед к городу Нибча (Нерченск), и по окончании там всех дел, возвратиться в город Якса и здесь провести зиму; город сей не разрушать, и засеянный хлеб не истреблять, и снять его в нашу пользу».
«В 3-е число 5 луны войска прибыли в Сахалин-ула (Айгунь) а в 14-е число достигли урочища Мэньди-энь (близ Албазина). Здесь Ландан по общему совещанию с своими товарищами, разделив армию на два отряда, один из них послал водой, а другой сухим путем к городу Якса. В этот же день схвачено на пути четыре человека из Лоча, посланных сюда для разведывания. В 28 число сухопутный и речной отряды в одно время подошли к городу Якса, и расположившись лагерем в Сосновой роще, сделали пришельцам Лоча предложение согласное с Высочайше данным наставлением».
Но не в таком духе были русские чтобы покориться добровольно. «Отвергнув сделанное им предложение, они не захотели ждать нападения, и сами сделали вылазку, произвели из загородного канала ружейную и пушечную пальбу на передовые отряды китайских воинов. Главнокомандующий Ландан, тотчас сам прискакал сюда с отрядом Гвардейского Чжанали-чжангин Машинцзи, приказал палить из пушек, и тем принудить Лоча возвратиться в их укрепление. В 1-е число луны 6-й луны Ландан двинулся с отрядом своей армии на западный берег реки (Амура), а в 4-е число ночью он, с войском приступив к городу с северной стороны, открыл там пушечную пальбу, а Мэйрень-чжангину Баньдаржа приказал осаждать город с южной стороны.
Но русские предупредили нападение и вышли сами навстречу к неприятелю, и после жаркой схватки были опрокинуты отрядом Мэйрен-чжангина Баньдаржа, и преследуемы до самих стен из города. – Здесь во всю ночь до рассвета продолжалась пальба без умолку; но продолжает биография, «по причине крайне прочного укрепления, Китайские войска немогли разбить и взять город. В ночи 6 числа были посланы чиновники Индахур и Шугэ с отрядом воинов осмотреть и разведать приготовления русских. Отряд сей встретился с потаенным их отрядом и вступив с ним в жаркую битву, успел однако ж опрокинуть русских. Ночью 8-го числа Ландан с пятью отрядами подошел к земляному валу на южной стороне города устроенному; здесь он, сразившись с потаенным войском албазинцев, завладел и укрепился на валу, и разместил в необходимых местах сторожевые отряды. В ночи 9 числа Ландан с отрядом воинов занял ближайший к городу берег Амура и распорядился постройкой здесь бастиона; межу тем русские, защищая свои позиции, открыли с городской стены ружейную и пушечную пальбу; но работа под прикрытием отряда, всю ночь неусыпно отражавшего ядрами и стрелами удары их, к утру была окончена, и Ландан разместив в трех пунктах сторожевые отряды, возвратился в лагерь. В 10-е число русские пользуясь большим туманом подступили к земляному валу с намерением завладеть оным; но сторожевые отряды дружно напав на них, успели сбить и опрокинуть эту вылазку. 12 числа снова поднялся туман и снова русские сделали вылазку, но также безуспешно. Между тем Ландан, обратясь к предстоящим Амбаням, предложил им, что необходимо прервать водяное сообщение русских, ибо без этого, говорил он, мы еще надолго не в состоянии будем обезоружить и усмирить беспокойных Лоча; получив на это согласие Амбаней-сотоварищей своих, Ландан с отрядом Мэйрен-чжангина Баньдаржа отправился прямо к городу с тем, чтобы прорыв там длинный ров, и сделав земляные бастионы, атаковать неприятельские укрепления; но русские увидя себя стесненными и опасаясь вместе с тем лишиться водяного сообщения, открыли жаркое сражение, продолжавшееся беспрерывно четыре дня и четыре ночи, в котором они понесли важную потерю в лице убитого старшины Эркэши (Толбузина); а Китайцы успели вырыть ров, устроив земляные бастионы и стать тут твердою ногой. В 8-е число 7 луны русские сделали еще вылазку, но уже последнюю, с намерением завладеть батареей устроенной из северной стороны города; но были отражены здешним сторожевым отрядом, который как видно, еще впервые захватил в плен двух человек. Понеся в эти дни значительную потерю в людях, русские более уже не выходили из своего укрепления и не вступали в сражение. Ландан собрав сухопутные и речные отряды своей армии окружил город, и приведя к окончанию устройство высоких гатей начатых на южной и северной стороне города, сделал приготовления к приступу на русское укрепление; но вдруг получил Высочайшее повеление немедленно отступить, потому что в это время получено от Российского Двора известие об отправлении в Китай посланника для переговоров».
Таким образом горсть русских людей отражала многочисленнейшую сравнительно армию; они бились не жалея ни трудов ни жизни и, подражая подвигам славного завоевателя Сибири, надеясь расширить границы родной земли, бились на смерть, и остались непокоренными, не смотря на то, что их осталось менее трех десятков, и то страдавших от голода и болезней!
«В 11 число 11 луны старшина пришельцев Лоча по имени Бэй-дун (Бейтон) прислал человека в лагерь просить съестных припасов; Ландан, отпустив припасы, послал для доставления их чиновника Ифань, которому поручил вникнуть в положение Лоча и узнать не притворная ли это просьба? Но чиновник этот возвратясь донес, что Бэй-дун одержим жестокой болезнью, что в укреплении осталось всего двадцать с небольшим человек, и что все они также старадают болезнями.
В 21 число 7 луны 26 лета (1687) Ланданем получен Высочайший указ, чтобы войска, дотоле стоявшие лагерем в Сосновой роще, расположились пока квартирой в городе Нингута, вперед до приезда Русского уполномоченного, имеющего прибыть сюда. В 4 луне 27 лета (1688 г.) Ландан и Баньдаржа вследствие Высочайшего указа отправился из Сахалян-ула к городу Якса для обозрения, и пройдя в 23 число 6 луны местечко Сосновую рощу поспешно прибыли с двух тысячным отрядом к назначенному месту, расположились табором, поспешили обозреть город, и нашли, что все места в стенах города, которые были разрушены во время осады, остаются в том же виде непоправленными. Затем Ландан осмотрел окрестности Албазина, ездил к Р. Эргунэ (Аргунь) и нашел, что здешние нивы, заведенные пришельцами Лоча не были засеяны, и что в хижинах не оказалось ни одного человека; после чего он возвратился к Албазину и расположась лагерем у стен его, потребовал старшину пришельцев Лоча Омсафария, сделав ему выговор за самовольный, воспрещенный посев в окрестностях Албазина более тысячи десятин хлеба, который при этом Ландан приказал воинам вырвать и сбросать в реку; сделав это, он отступил со своим отрядом.
В 3 луне 28 лета (1689 г.) гражданский чиновник И-дао донес, что от Российского Двора назначен посланником Федор Алексеевич Головин, и что он нынешнею же весной приедет в НИбчу (Нерчинск). Вследствие сего донесения Его Величество назначил Хэбэй-Амбана Сэнгото, Дивизионного Шефа Накчу, чиновников: Тун-гоган, Арнай и Маци, чтобы они вместе с сановниками Ландан, Баньдаржа, Маку и Сабсу определили на месте пограничные межи; отряду воинов Сонгото, Тун-го ган и Маци велено идти сухим путем, а Ланданю двинуться с отрядом чиновников Баньдаржа и Сабсу водой по р. Сахалян-ула (Амуру); причем Ланданю пожалованы разные дорогие подарки. Отпуская их Его Величество сделал наставление: «в случае необходимости вы можете подкрепить свои настояния оружием, разумеется, пользуясь удобным для сего случаем. В 9 число 5 луны посольство это прибыло к Сахалян-ула, и приготовив здесь со судов, нагрузило оные пушками и прочими поенными снарядами, отправилась 24 числа к предстоящему месту, а верховых лошадей поручено чиновнику Усэ доставить к Нерченску прямым путем через местечко Нумин. В 18 число 5 луны посольство последовало чрез город Якса, а в 10-е число 6 луны прибыло к городу Нибча (Нерчинск), и соединив здесь все свои отряды расположились лагерем по правому берегу реки. – В 16 число прибыл Русский посланник Федор Головин, и после взаимных приветствий через нарочно посылаемых чиновников, условились о времени и месте для предположенного конгресса. В 8 число 7 луны уполномоченные имели первое свидание и условились трактовать и границе, местом конгресса избрана долина на расстоянии пяти ли (24 версты) от Китайского лагеря и на таком же расстоянии от города Нерчинска; здесь были разбиты палатки.
В назначенный день открылся конгресс. Китайские Сановники объявили Русскому посланнику, что река Лена издревле была пограничной межой обоих Государств, и что они находят приличным положить оную за межу при нынешнем разграничении; но Русский посланник на это не согласился. На другой день опять был конгресс, и снова не сошлись в переговорах. На третий день Ландан, заметив тоже несогласие, напомнил о секретном повелении своего государя Шенцзу: в случае надобности подкрепить права свои на конгрессе, оружием. «Теперь представляется к тому необходимость для успешного и выгодного окончания конгресса», сказал он «а потому в нынешнюю ночь я с воинами 8 знаменитого ведомства и с Нингутским отборным отрядом скрытно переплавлюсь через реку и скроюсь в роще близ города; в случае несогласия на конгрессе и в завтрашний день, я сделаю движение войск, и тем мы достигнем желаемого окончания». Сказав это Ландан в ту же ночь переправился с войском через реку и скрылся в ближайшей роще. На завтра конгресс в виду сделанного Ланданем движения войск по опушке леса, определил границы обоих государств, последствием чего и был трактат, до ныне существующий.
В силу этого трактата, Российским посланником тогда же предписано русским обитателям Албазина, переселиться и оставить этот город. В 7 число 8 луны Ландан объявил им об этом и распорядился разрушить все укрепления города, его предместья и все жилища русских. Работа продолжалась три дня, по окончании которой даны всем им лодки, хлеб и деньги и они напутствованы во время возращению.
В 21 число 5 луны 29 лета (1690 г.) Ландан по Высочайшему повелению вместе с Мэйрен-чжангином Чжосан, прибыв к реке Эргунь (Аргунь), поставил при устье ее пограничный камень, с вырезанными буквами на пяти языках: Маньчжурском, Китайском, Монгольском, Русском и Латинском.»
И так, одни из Русских удальцов положили жизнь свою на приобретение и тщетное защищение Албазина, а другим, может быть не столь искусным в военном деле, выпал другой, более важный жребий: после первого Албазинского сражения в 1685 году, возвратившись с предпринятого пути в Россию, и поступив добровольно в подданство Китайской Империи, они первые занесли внутрь Китая семена православной веры Христовой, конечно не бесплодные для языков не озаренных светом Евангельского учения; потомство их, верное учению своих предков, размножившись в продолжении слишком ста семидесяти лет, имеет жительство в Пекине, и назидается в вере постоянно пребывающей там Российской Миссией.
Н.Е. Черных
Опубликовано 19 сентября 1857 года
Разорение Албазина. (1685-1689 г.). По китайским источникам.