Кударинское селение забайкальской области.
В прежней статье я сказал, что в с. Кударинском есть церковь и приходское училище. Церковь каменная, довольно большая, трех-придельная. Она была разрушена бывшим в 1861 году сильным землетрясением, но теперь, благодаря стараниям местного священника, снова поставлена. Церковные купола и позолоченные кресты снова блестят и приветливо смотрят на нашу благословенную Кудару. Церковь воздвигнута несколько десятилетий тому назад, вместо сгоревшей деревянной, во имя Благовещения, Рождества Иоанна Крестителя и св. великомученицы Екатерины.
24 ноября, в день, св. великомученицы Екатерины, память которой особенно почитается в Кударе, бывает ярмарка, или лучше сказать торжок. Не знаю с какого времени существует эта ярмарка, но говорят, что очень давно. При церкви есть лавочки или вернее балаганы, в которых и торгует купечество, приезжающее на ярмарку из Верхнеудинска и других ближайших мест. Купцы, за право торговли в лавках, платят условную плату в церковный доход.
Дня за три до праздника, наши хозяйки, как угорелые, мечутся из угла в угол, скребут, моют, прибирают и стряпают. Стряпают очень много. И вся эта суета для того, чтобы встретить и угостить дорогих гостей, которые обыкновенно приезжают на кударинскую ярмарку из окрестных деревень и даже из города. Вечером, на кануне праздника, в воздухе слышится звон колокольчиков, по улицам тянутся и скрипят сани, битком набитые бабушками, тетушками, кумушками и другими дальними родственниками, едущими ради купли и продажи, а по пути и на праздник, с целью сытно попить, поесть и погулять в свое удовольствие. Приезжают купцы. С вечера торгуются в лавках и утром в праздник, еще до свету, выезжают на базар и раскладываются свои товары, в которых всегда нуждаются крестьяне, как-то: дабы, ситцы, сарацинки, шерстяные и даже шелковые материи ярких цветов, сапоги, ичиги и проч. Устанавливаются столы, на которых приезжие торговки раскладывают чай, сахар, пряники, леденцы, а также серьги, колечки, янтаря и другие вещи для приманки слабых натур. Но торгуют не они одни, торгуют крестьяне и буряты. Крестьяне обыкновенно привозят деревянную посуду для рыбы, т.е. бочки, бочонки, лагуны, также сани-дровня, веревки, мотоуз (по местному выражению моты, употребляются для вязания неводов и сетей), и проч. Крестьянки же, кокетливо подвязавшись платочками, носят по базару и предлагают желающим, тканые шерстяные возжи, кушаки, сукна и другие произведения своих рук. Буряты продают нерпичьи (тюленьи) (Тюлень добывается на Байкале. Крестьяне говорят, что нерп добывают следующим образом: весною нерпы, на Байкале продувают лед и выходят греться на солнце, в это время стараются их бить каким-нибудь орудием) шкуры, мерлушки, морской воск (Род асфальта, морской воск плавает на поверхности Байкала, преимущественно от Баргузина на верхней Ангаре) и еще кое-что. После обедни начинается торг. И наша базарная площадь, всегда пустая, теперь наполняется народом, санями и верховыми лошадями. Ходят, толкуют, прицениваются, покупают, греются водочкой, веселеют и начинаются слышаться песни. Зимний день недолог. Из лавок, которые не имеют дверей и замков, купцы вывозятся по квартирам. Площадь пустеет. И тогда начинаются увеселения, соответствующие состоянию, темпераменту, возрасту и полу. Старики и женатые ездят по дворам в гости, попивают, напиваются, спят, высыпаются и снова напиваются. Молодые же обитатели и обитательницы затевают, на складчину, вечеринку. Является на сцену музыка – балалайка, а не редко и водка. Разгул, песни и пляска слышатся до утра. Конечно не сидят, складя рук, купцы и другие приезжие деревенские аристократы. Они к вечеру тоже попивают, но уж извините, не национальный пенник, а более благородные напитки. Но как благородные вина тоже, некоторым образом, имеют влияние на голову, то и употребляющих их являются невинные желания убить время. Но как это? Ночь долга: спасительница стуколка сейчас к вашим услугам. Находят карты, ставят стол и садятся стукать. Пьют, выстукивают, простукивают, напиваются и стукают нередко до вечера или утра другого дня. Праздник и торговля продолжаются три дня. Никакая ярмарка не обходится без присутствия сынов израиля, которые из Кабанска и Баргузина, как из центров, распространили свое влияние на мелочную торговлю по всему забайкалью. Я не могу сказать, как велик торговый оборот ярмарки. Купцы ни когда не скажут правды, а сельское начальство смотрит на статические цифры, как на одну только формальность.
Виноват, я отступил от главного предмета рассказа; теперь снова продолжаю. Наконец все разъезжаются и жизнь в нашей Кударе снова идет обычно, однообразным порядком. Других особенных празднеств нет. Впрочем, в Спасов день, 1 августа, есть еще особого рода празднество: в этот день, по заведенному порядку, пускают в бег лошадей. При этом, конечно, бывают и заклады и призы. Приз обыкновенно состоит, смотря по состоянию, из полуштофа, штофа, а иногда и ведра водки. Чья лошадь отличится, тот получает водку и угощает своих товарищей. В этот праздник пост соблюдается свято, не едят даже рыбы, но зато напиваются до пьяна.
Святки у нас проходят обыкновенно также, как и во всех селах православной Руси. Маскируются в тулупы на левую сторону; пляшут на вечеринках, поют святочные и подблюдные песни и пьют. Встречается одна некоторая особенность, какой я, бывая в других местах верхнеудинского и селенгинского округов, не встречал. Молодые и старые крестьянки победнее собираются артелями, человек до 10, берут мешок и вечером, когда уже будет довольно темно, отправляются по домам зажиточных крестьян петь виноградье. Обыкновенно тихо подходят к окну, стучат и начинают петь:
Прикажи сударь хозяин,
Виноградье спеть.
Виноградье красное зеленое мое!
Ходят ребята колядовночку,
Ищут ребята государев дом.
Виноградье красное зеленое мое (Эта строфа припевается после каждого куплета)
Государев дом неподалеку стоит,
На 80 верстах, на 50 столбах;
Круг того города,
Да железный тын,
На каждой тынинке по свечке стоит белояровой,
По маковке, по жемчужинке.
Не пора хозяин спать,
Пора в гости звать!
На нас шубы-то худы,
Пузырем плочены, шелком засурочены.
Чеботы маленьки,
Ножки зябнут.
Как хозяин-от в дому,
Как Адам во раю,
А хозяюшка в дому,
Как оладейка в меду,
Малы детушки в дому,
Как пчелочки в рою.
Нас хозяин-от дарил
Золотой гривной,
Хозяюшка дарила
Рытым бархатом
Малы детушки дарили
По копеечке.
Золоту мы гривну эту во кабак снесем,
На вине пропьем,
Из рытого из бархату
По шалочке сошьем,
По копеечке на пряничках съедим.
Ты не дашь пирога –
Мы корову за рога.
Когда кончат эту коляду, хозяин обязан впустить их в избу и дать им что-нибудь за пение. Платить деньгами, рыбой, калачами, пирогами и хлебом. Получив пирог, колядовщицы удовольствуются этим и отправляются к окну другого дома. Таким образом насбирывают хлеба иногда целый мешок и делят его между собой. Виноградье – это остаток старины, случайно занесенный в Кудару и сохранившийся до настоящего времени.
В заключение скажу кое-что об училище.
Училище в Кударе приходское. Оно основано в 1859 году. Содержится за счет сумм, выручаемых за отдачу в кортом лавок, находящихся в Чертовкинском селении (В с. Чертовкинском, где судовая пристань, бывает ярмарка, с 6 августа по 15 сентября, называемая преображенскою. Из денег, выручаемых за кортом лавок, содержится и кабанское сельское училище). Жалование учитель получает из этих сумм. Училищный дом куплен на те же деньги. В этом доме и квартира учителя. Училище открыто для всех учеников, обыкновенно вольноприходящих, которых средним числом насчитывается до 35. В этом же училище есть и девочки. Сначала основания училища, т.е. 1859 г., здесь переменилось три учителя, а теперь поступил четвертый. Некоторые учителя побоялись могущих быть последствий землетрясения, а иные нашли лучшим переменить службу. Причины, которые заставили учителей менять род службы, неизвестны. Может быть, мало средств к жизни (а здесь, надо заметить жизненные припасы не дешевле городских), а иным, быть может, надоела деревенская жизнь и скука.
По отчетам учителей видно, что количество учащихся увеличивается. В кударинском сельском училище 15 апреля состояло учеников по сословиям:
Все показанные ученики были православного вероисповедания. Сначала основания училища поступали только мальчики, а теперь учатся и девочки. Следовательно крестьяне начали сознавать пользу грамотности не для одних только мальчиков, но и для девочек. Явление утешительное! Это признак того, что крестьяне начинают доверять казенным учителям. Прежде они не совсем-то хорошо смотрели на учителей, посланных от начальства. Некоторые из крестьян и теперь убеждены, что казенный учитель хуже наемного, какого-нибудь отставного солдата или поселенца, который, за 1 рубль или полтинник в месяц учит мальчика. Если у него будет двадцать таких учеников, да готовый хлеб, то для него это очень выгодно. Десять или пятнадцать рублей отставному солдату в деревне – жалование отличное. Поэтому и стараются распустить молву, что те, которых учат в училище даром, будут взяты в солдаты, или поселенцы на Амур. Другие же говорят, что казенный учитель худо учит, т.е. не дерет, а без березовой каши, какое ученье. Ныне же, слава Богу, подобные убеждения начинают выводиться. Вольные учителя уже не пользуются тем авторитетом, каким пользовались во время оно. Учителя же, посланные от начальства, начинают приобретать уважение, любовь и доверенность родителей-крестьян, а вместе с тем увеличивается и число учеников. Побольше бы порядочных людей на должности сельских учителей, тогда и образование в селах пошло бы быстрыми шагами.
Чтобы привлечь хороших учителей, нужно увеличить средства, а вместе с тем сделать сельского учителя в материальном отношении некоторым образом независимым от общества, а для этого нужны деньги и деньги.
Сельские учителя, получая 150 руб. жалования и живя в деревне, нередко завидуют месту канцелярского служителя. А когда увеличат содержание учителя, тогда пойдут на эти должности люди, более или менее имеющие понятие о воспитании юношества, которые будут служить по призванию, а не для того, чтобы жить день за день и учить детей, как говорит пословица, через пень колоду валить. На 150 руб. недалеко уйдешь. Чтобы увеличить жалование учителю, нужно немного прибавить обществу: какая-нибудь сотня руб., прибавляемая к настоящему жалованию, не обременит общество, а для учителя это будет большая поддержка. Будем же ждать, когда это будет и надеяться, что на приходских учителей со временем будут смотреть с более лучшей стороны.
При этом не могу не сказать, что сельских училищах не худо иметь хоть маленькую библиотеку. Скажут, что нет денег. Это правда, но ведь есть источники, напр., из тез же сумм, на которые содержится училище, ассигновать ежегодно 25, 20 или, наконец, 15 руб. сер. Эти деньги, получая от волостного правления, учитель представлял бы, в начале или конце года, в с.-петербургский комитет грамотности, вполне полагаясь на его выбор, сельское училище ежегодно получало бы хорошие книги.
Через пять лет из денег, получаемых ежегодно по мелочам, составился бы порядочный капитал и библиотека сельского училища была бы богатая. Выписка особенно доступна нынче, когда комитет грамотности «озабочиваясь распространением полезных книг», делает хороший выбор и большую уступку в цене.
Вот пример, что библиотека в деревенском училище необходима: у нас, с помощью волостного головы В. по добровольной подписке, собрали до 20 рублей; конечно, это немного, но и на эти деньги выписали книг из комитета грамотности. Выбор был возложен на комитет и книги были посланы духовно-исторические, нравственные и повествовательного содержания, написанные в духе народа и сообразно понятиям крестьян. Что же? Книги, как получилось, тогда же и пошли по рукам; их начали читать не только дети, обучающиеся в школе, но и родители. Читая с удовольствием, да еще и говорили спасибо. А право, не худо бы завести библиотеки, хоть в небольшом размере. «Друг Детей» Максимовича, обыкновенно получаемый сельскими училищами для чтения детьми, нынче начинает надоедать, особенно детям несколько развитым, который этот «Друг Детей», за неимением других лучших книг, читают и перечитывают раз десять и знают наизусть.
Г. Глазунов
Опубликовано 5 ноября 1866 года.