​Кударинское селение (Забайкальской области) (Легкий очерк).

Кудара довольно большое село, в котором примерно до 350 домов и около 2000 жителей обоего пола, в том числе ревизских 817 д.м.п. и приблизительно 1000 д.ж.п. Селение делится на три участка, имеющие собственные названия: собственно Кудару (353 д.м.п.), Манжееву (344 д.м.п.) и ясачный участок Павлову, образовавшийся из крещеных бурят (120 д.м.п.). Каждый участок имеет своего рода представителя – старшину и двух кандидатов по нем. Они выбираются на три года, но обыкновенно не дослуживают положенного срока, т.е. трехлетия. Собирая подати и поборы, они прельщаются благами мира сего, и не заботясь о домашнем хозяйстве, в один ии два года успевают наклочивать на свою шею долги. Когда же явится подозрение со стороны общества в верности их финансовых операций, то их усчитывают и, не досчитавшись своих денег, увольняют, заставляя дослуживать трехлетие кандидатов. Подобные случаи редко оглашаются за порогом мирской или соборной и почти всегда оканчивается домашним образом, полюбовно. Общественники, в этом случае, крепко держатся русской пословицы: «сор из избы не выносить».

Тип лица здешних жителей частью русский, но еще более встречается помесь с бурятским племенем. Потому что обе расы, живя в близком соседстве, вступают очень часто между собой в интимные отношения. Кроме того, бурята, приняв православие, женятся на русских.

О нравственности жителей я не буду распространяться. Понятия о нравственности у здешних жителей, как и у многих сибиряков, свои. Кударинцы жаркие поклонники национального ценника и прекрасного пола. Последние удовольствие очень часто переходит в известную болезнь и искажает лицо. В усладительных заведениях под вывескою «роспивочно и на вынос», которых в здешнем селении насчитывается до десятка, каждый день можно встретить изрядное количество посетителей, ораторствующих под наитием художественного вдохновения. Наши общественники, в этом отношении, опередили своих соседей. Несколько крестьян, записных ораторов, собрали мирскую сходку, на которой составили приговор почти в следующем тоне: «так как мы общественники истребляем большое количество вина и наши трудовые деньги идут в чужие карманы, то не лучше ли будет устроить общественный кабак: благо же по раскладке на нас достанется не много. На общественные деньги можем купить вина, нанять чумака и квартиру. Старшина каждый месяц будет усчитывать чумака, а получаемую выручку мы будем употреблять на нужды общества». Значит, общество, соединяя приятное с полезным, надеялось на хороший барыш. От слова перешли к делу, и через несколько дней в Кударе родилось увеселительное общественное заведение. А так как не каждый думает то, что думают другие, то постановили следующее правило: «если кто богатый (разумеется аристократ-крестьянин) не возьмет водки «в общественном», а паче чаяния купить в частном заведении, то подвергается штрафу 10 руб. в пользу общественного заведения. Если же бедный осмелится сделать подобное ослушание, то его, как неблагонамеренного, наказать розгами 10 ударами». Хотя приговор этот еще не представлен на утверждение, но общеполезное общественное заведение открыло свои действия с начала мая. Явившись нечаянно на свет, едва ли долго просуществует. Месяц еще не кончился, а уже жалуются на убыток. Хотя общественники и пьют по старому, да не все берут в общественном, а главнее то, что виновные в нарушении правил уклоняются от штрафа.
Главное занятее здешних обывателей – рыбопромышленность, впрочем, сеют и хлеб. Но это уже профессия второстепенная. Морские т.е. байкальские рыбное промысла начинаются с Николина дня (9 мая). На промысел выезжают артелями. Каждая артель имеет до 30 паев. На каждый пай полагается по одному человеку рабочему. Эти артели управляются башлыками, т.е. опытными промышленниками. При настоящей дороговизне жизненных припасов, содержание подобной артели обходится хозяину до 600 рублей, по этому моно судить каков должен быть улов, чтоб пополнить или вознаградить все издержки хозяина.

В Байкале ловится преимущественно омуль, а иногда попадаются осетры. На всякую другую мелкую рыбу здесь не обращают внимания. Ловимые здесь омули называются коргинскими. Собственно корга значит морской песчаный отлогий берег, удобный для неводьбы. Отсюда, посоленные омули развозятся по забайкальской области, а частью и иркутской губернии, но от небрежного соления портится и издают весьма неприятный запах. Впрочем подобные омули «с душком» пользуются некоторым уважением от местных жителей: у всякого свой вкус.

От землетрясения, бывшего в 1861 году, как известно образовался провал. Верхний слой земли, с уцелевшими на нем деревьями, частями сохранился. Эти части верхнего пласта земли плавают на море по воле ветров. Такие плавучие острова называются зыбунами, от того, что они под ногами начинают погружаться в воду. Есть и большие острова, которые могут свободно поднимать несколько человек. На таких плавучих островах прибрежные жители даже косят сено. Когда бывает ветер с моря (называемый гора), то зыбуны или плавучие острова приносит и набивает к здешнему берегу, отчего мутится вода и, как замечают промышленники, в это время улов рыбы бывает дурен. Да и вообще замечено, что после землетрясения ловля рыбы сравнительно с прежними годами значительно уменьшилась.

Крестьяне, живущие на берегу Байкала, в селении Сухом, (к СВ от Кудары), где бывают промыслы, говорят, что внутри одной близлежащей горы гремит гром и довольно часто ощущают землетрясения, хотя и небольшие, но все-таки чувствительные.

Байкальские рыбные промысла отстоят от Кудары верстах в сорока, куда большею частью выезжают на лодках, потому что дорога берегом неудобна. От бывшего в 1861 году землетрясения берег в некоторых местах значительно понизился и от этого образовались топи и грязи, которые особенно в дождливое время нельзя иначе проехать, как верхом.

После байкальских рыбных промыслов, оканчивающихся в первых числах июля, начинаются с августа речные селенговые, где ловится тот же омуль, который идет в Селенгу метать икру, но уже в лучшем и большем виде. Селенговый омуль более приятен на вкус: это может быть от того, что пойманный почти осенью и посоленный, он уже не может зимой испортиться. Хлеб поспевает в августе месяце. Но если крестьянин услышит, что промысел рыбы на Селенге хорош, то он бросает жатву и едет на реку. Возвращаясь, находит хлеб уже осыпавшимся и хотя жнет, но уже не получает того, что получил бы, если бы занялся жатвою во время. От этого, довольно часто случается ему сидеть без хлеба. Впрочем выловленная в Байкале и Селенге рыба отвозится нуждающимися в хлебе в верховые волости верхнеудинского округа, где и меняется на хлеб. Более зажиточные оставляют рыбу до зимы, потом отвозят ее в Кяхту и Верхнеудинск, продавая с большей выгодой. Между тем случается и такой казус, что местные жители, которые победнее, променяв летом рыбу, великим потом сами покупают ее у зажиточных крестьян и платят, конечно, втридорога.

Занимаются здесь и ямщиной, т.е. перевозом из Кяхты в Иркутск чая и прочего китайского товара, а из Иркутска русских товаров и спирта, но вообще эта промышленность выгодна только для подрядчиков, а не для ямщиков, потому что первые с последних за малую трату, как говорится, дерут кожу с зубов.

Еще замечу кое-что о последствиях землетрясения. Здешние крестьяне в числе сенокосных земель владеют островами, расположенными на Селенге, но тут им редко удается собирать сено, потому что после землетрясения эти острова, как заметно, с каждым годом понижаются. От этого при малейшей прибыли воды из заливает. На материке же Кудары земля в некоторых местах повысилась, а в иных осела так, что там где прежде были болота, теперь сделалось сухо, а где было сухо, там образовались топи. В тех местах где топи, земля разжизла и качается под ногами.

В настоящее время здесь сильный недостаток в хлебе, который раньше продавался около двух рублей за пуд. Теперь за эти деньги нигде не купить. Ожидают сверху Селенги плотов с хлебом, но река пока мелка. Да если и приплавят плот, то и тогда едва ли можно надеяться на дешевую покупку. У нас при случае, постараются зашибить копейку. На урожай же хлеба надежда тоже плохая. Нынешней весной многие сидели без хлеба, так что нечего было есть, а не только сеять, поэтому много полей остались незасеянными.

Почти весь май погода стоит холодная и дует сильный ветер. Жалуются, что нет дождя. С весны раза два был снег, да ныне был дождь дня два, при чем слышен был первый гром.

18 мая, на закате солнца было землетрясение, которому предшествовал подземный гром. Удар был довольно чувствителен.

В Кударе церковь и приходское училище. В числе учащихся есть девочки.

Пока довольно. Надеюсь в другой раз, если не спутают грехи, побеседовать о нашей благословенной Кударе.
Г. Глазунов

Опубликовано 11 июня 1866 года.

574

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.