Енисейская старина.

Еще в начале прошлого века, в царствование Петра Великого, было обращено внимание на хранение и описание старинных архивов в Сибири. Во второй четверти VXIII в. Г. Ф. Миллер, посетив Сибирь извлек массу материалов из местных архивов. Но в течение нынешнего столетия, даже в последнее время мы не встречаем широких попыток собрать и сохранить сибирскую старину, уцелевшую еще от пожаров и расхищения. Мало того: об уцелевших в Сибири старинных рукописях, имеющих значение для истории Сибири, весьма редко, да и случайно, встречаются сведения в местных периодических изданиях. Между тем, нельзя отрицать, что такие указания, при краткой характеристике памятника, могут быть полезны уже в том отношении, определяют место хранения памятника и указывают на его содержание.

Когда, два года назад, нам пришлось обратить внимание на изучение Енисейской старины, то оказалось, что сохранившиеся в незначительном количестве местные рукописные материалы для истории Сибири не восходят далее второй половины XVIII в. Но, с начала XIX столетия количество сохранившихся материалов весьма значительно. В последнее время, благодаря указаниям Г.А. Ларионова, Г.В. Юдина и от Иоанна Рачковского, в нашем распоряжении имеется несколько памятников XVIII в. и начала нынешнего, относящихся к истории Енисейского края. Считая не бесполезным сообщения о подобных памятниках в научном отношении, мы предполагаем, по мере накопления материалов, делать сообщения о них с указанием на место хранения памятника и определением его содержания. На первый остановимся на «записках» от Иоанна Рачковского, составляющих часть «летописи родословной» написанной им в 1819 г. («Летопись Родословная» хранится в настоящее время у законоучителя красноярской женской гимназии от Иоанна Рачковского). На первой странице автор так определяет те источники, которые он положил в основу летописи для более раннего периода, т.е. XVIII в. «летопись родословная Тобольской епархии красноярского уезда, села Лодейского, пророкоильинской церкви, священника Иоанна Алексеевича Рачковского, содержащая в себе краткое описание и подробное описание рода, происходящего от священника Иоанна первого Михайлова Рачковского с описанием жизни и его детей мужского и женского пола, внучат и правнучат и далее происходящего рода, собранная из метрик, росписей, хранившихся в оной церкви и устных сказаний. С присовокуплением описания в здешнем селе о построении деревянной и каменной церкви, и в ней служивших священников и прочих, происшедших достопамятных древностей и достопамятных случаев записки». Первые страницы летописи посвящены краткой истории рода Рачковских. Рачковские, как видно из летописи, переселенцы из Малороссии. Около 1690 года шляхтич Иван Рачковский переселился из Малороссии в Сибирь. Какое общественное положение занимал Иван Рачковский – неизвестно; но сын его Михаил до 1725 г. состоял казацким сотником в Красноярске. Сын сотника Иван Рачковский, хотя «жил в скудости, но добропорядочно», научился в с. Арейском грамоте, куда переехал на жительство с матерью, «по приговоры прихожан служил вместо причетника, а потом их же старанием избран, награжден и отправлен в Тобольск для производства в священники, где и произведен в священники Сильвестром митрополитом». Иван Рачковский был нрава вспыльчивого, незлопамятен, справедлив и трезв: очень мало употреблял винного пития и во всю его жизнь едва бывал раз десять в подгулке. Лихоимства не любил, пороков всяких убегал, а потому и болезней никаких не имел. Трудолюбив о церкви и пастве. Служил почти всегда, служил медленно, а по нотам петь не знал. С требами по приходу ездил летом всегда на вершней лошади». Умер от. Иоанн Рачковский в 1807 г. 88 лет от роду. Внук от Иоанна Рачковского, Иоанн же, автор записок, сын Алексея Рачковского, родился в 1774 г.; скончался в 1830 г.

Третья часть летописи (1-я и 2-я родословные сведения), содержащая «разные достопамятные и примечательные записки». Мы сообщить лишь те данные из этой части, которые имеют для истории Сибири более или менее общий интерес, оставляя данные, относящиеся к истории рода Рачковских.

Записки Рачковского начинаются с 1722 г. Под этим годом говорится о назначении первого священника в с. Лодейки; затем помещено лишь указание на первую перепись или ревизию, произведенную в этом году в Сибири.

В 1764 г. помещена заметка о наводнении: «в мае в реке Енисее было великое наводнение и деревни топило».

В 1773 г., июня 26 «Красноярск почти весь выгорел; осталось немного». Пожар настолько был велик, что когда в январе месяце следующего года епископ Тобольский Варлаам приехал в Красноярск, то остановился в с. Лодейсках, так как «в городе тогда квартировать было негде, потому что выгорел»

1783 г. с 15 июля «был великий дождь, а потом обратился снегом. 18 числа в Лодейском приходе два человека замерзли и умерли: первый в Лодейках, крестьянин Алексей Вакулин, гнавши с поля овец и за селом в полуверсте в бору умер, а второй – деревни Каменской, ехавши с Маны, Петр Шахматов, не доехавши верст 25 до Магайской деревни умер»

1788 г. Апреля 27-го, в одиннадцатом часу ночи город Тобольск загорелся, под горой в приходе Архангельском от одного дома; истребило пожаром Знаменский монастырь и 11 церквей. Собор Архиерейский и губернский дом, присутственные места, обывательских домов сгорело до 2000. В Богоявленской церкви спасавших жизнь свою сгорело 42 человека (И.В. Щеглов сообщает об этом пожаре отчасти другие сведения: «27 и 28 апреля 1788 г. пожар в Тобольске, известный под названием большого, истребивший почти весь город, на горе и под горой; выгорели: архиерейский, наместнический, губернаторские дома, 14 церквей, духовная семинария и консистория (с архивом до 1740 г., погиб еще архив с делами разных сибирских воеводств); различные присутственные места, гостиный двор и 1100 обывательских домов; сверх того, погибли в огне 41 человек.)

1790 г. «Апреля 25 и 26 ночью пошел Енисей по утру, ниже Коркиной деревни; лед сперло и вода прибывала с 6 часов до 9 на яру. Тут стоял амбар дедушкин; его потопило и своротило льдом вверх от земли в человека; жита подмочило 3000 пудов; а остров против Лодеек был весь в воде и кустов не видно одни вершины видны были. 27 числа понесло лед по лугу, а материк стоял под горой; огороды – все сломало в 9 часу; с полдня и материк пошел и окончил свой поход на 29 число».

1800 г. «В марте вместо березовской земской избы открыто лодейское крестьянское волостное правление; и учреждено быть голове и старосте и 11 сотен, в каждой по выборному. В Сентябре пригнаны из России в зачет рекрута посельщики в Томскую и Иркутскую губернии на поселение».

1802 г. «Декабря. 18. Тобольский Преосвященнейших архиепископ Варлаам заболел горячкой, а 27 скончался, будучи в Тобольске с 1756 г. – епископом 24 года, архиепископом 10 лет, а всего 34 года. Пастырь добры и благочестивый».

Вот главнейшие данные, заключающиеся в «записках» от Иоанна Рачковского, имеющие историческое значение. Записки скудны бытовыми данными, но все же некоторые факты не лишены значения и в этом отношении. Вот почему желательно было бы привести в известность даже такие краткие записки, как записки от И. Рачковского. Тем более желательны указания на подобные исторические материалы, что для истории Сибири XVIII в. мемуаров, кажется сохранилось очень не много; по крайней мере о них известно в печати слишком мало. Между тем по верному замечанию К.Н. Бестужева-Рюмина и в строке мемуаров разъясняется то, что остается не ясным в целых фолиантах нот и официальных бумаг.

Николай Бакай.

Опубликовано 23 февраля 1892 года.

951

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.