С Лены (весна 1892 года).
Весенней прибыли и разлива воды обыкновенно ожидают и желают по всей Лене. В верховьях для торговцев, отправляющихся на ленскую ярмарку, это жизненный вопрос. Несколько сот барок и паузков, нагруженных товарами и хлебом, ждут первой возможности подняться и выйти поскорее из узкого и мелкого русла. Каждый старается уловить первую воду и торопится вперед. Тысяча рабочих галдит на берегах от Качуга до Жигаловой. Без неудач, происшествий, и даже несчастий, понятно не обходится. Громоздкие и неуклюжие посудинки рулю не поддаются, то на осередыш наскочат, то прямо на поле всей баркой вылетят да тут и обсохнут. Ниже по Лене весенняя вода нужна подмыть грязные берега, смочить поля, сенокосы, но без убытку, не занося поля илом, не бороздя льдом, а особенно не касаясь жилых строений. К сожалению Лена нынешней весной не на всех угодила. Ниже Марковой, по Киренскому округу, вода поднималась ниже желаемого уровня, а в самом Киренске разразилась полным навонением. 6-го мая против города лед остановился, образовав целые горы затора; вода быстро стала подниматься, заливая улицы, и через 2-3 часа полгорода было в воде. Жители более низких улиц заблаговременно выбрались в гору и угнали скот (говорят, что полиция за три дня предупредила жителей о наводнении); на местах же более высоких, где по местным летописям воды не бывало, некоторые были застигнуты врасплох и пострадали, как например магазин Щелкунова и Метелева. Но особенное несчастье постигло г. Моргена и чуть было не кончилось общей бедой. В амбаре его лежало сотни две пудов негашеной извести. Когда вода поднялась по улице до 1,5 аршин, амбары загорели. Вскоре по ветру охватило пламенем сеновал и большой дом Моргена. Жителей во всем квартале в это время уже не было. По улице страшно бушевала вода и несла крупный лед. Но дело было днем. К пожару послали в лодке одну машину с несколькими рабочими. Плыть приходилось против быстрого течения, среди льдин, и не менее полуверсты. За этой лодкой пошли другие. На пожар собралось до 30 человек, преимущественно таких, которые в огне не горят и в воде не тонут. Зевак не было. Все постройки Моргена, разумеется, сгорели до пояса, до уровня воды, но соседи, не смотря на ветер, не пострадали. От извести в тоже время загорелся сарай на другом конце города, во дворе Акулова, но там был народ, и огонь скоро был потушен. Урок этот пригодится не одним Киренчанам.
В окрестностях Киренска льдом изрыты поля и сенокосы. Снесло несколько мелких строений. Ниже по Лене разлив воды был умереннее.
К Витиму встречаются другие картины, свойственные этому пункту: кражи и убийства.
На паузке Кокорина застрелился его доверенный Бельд, из-за личных неприятностей с товарищем.
Витимское дело (получение по подложной доверенности из постовой конторы 50-ти тысяч) почти раскрылось. Героями оказались разные представители витимской шпанки, которых по внешним приметам, однако, трудно в обыкновенное время выделить из местного «общества». «Ванька-Крученый», «Граф» и др. до тех пор не воры, пока не пойманы. Теперь дело это в судебном ведомстве получило другое название. Вместо получения явилась выдача из постовой конторы по подложным документам.
Опубликовано 19 июля 1892 года.