С. Тесинское. Минусинского округа.
Благодаря отчужденности от внешнего мира, раскольники или пребывают в неподвижности или приходят к таким диким религиозным понятиям, что приходится только удивляться. Так в одной деревне нашей волости, среди раскольников возникла новая секта – мешечников. Характеристические черты этих новых сектантов: малограмотность и вражда к просвещению. Появление этой секты в нашем и Усинском пограничном округах приписывают прибытию 3-4 семей их хволынского уезда (Саратовской губернии). Название свое «мешечники» получили от своих собратий – раскольников. Оно, как мы узнали, дано по главному их догмату – вере в мешок, который несколько лет тому назад, после обращения на Иргизе раскольничьих монастырей в единоверческие, принес в Алексеевский затон какой-то монах, по имени Ардалион. Он объявил себя сторонником беглого священства и своей пропагандой увлек многих раскольников Алексеевского затона, державшихся до этого учения «спасовой» секты. В принесенном им мешке оказались сушенные сухарики, нарезанные мелкими ломтиками, которые Ардалион объявил древним причастием, освященным самим патриархом Иосифом.
— Это дорогое причастие! – говорил он всем раскольникам. И действительно, напутствуя им больных, причащая и здоровых лиц во время Великого поста, Ардалион брал за это дорогую цену, чем составил себе порядочный капитал. Умирая он благословил распоряжаться этим мешком крестьянина Сургучова, жителя Алексеевского затона. Последнего раскольники скоро сменили и выбрали вместо него третье лицо. Вскоре после этого у раскольников произошел спор из-за мешка с причастием. Результатом чего вышло разделение «мешечников» на две партии, из коих одни совершенно отвергли «мешечников», т.е. мешок с причастием, называя эти сухари простым хлебом, не имеющим никакого освящения. Взамен сухарей эти раскольники ввели в своем обществе причащаться «водой», добываемой ими из реки в полночь накануне праздника Крещения Господня. Раскольники веруют, что в это время сам ангел сходит с неба и освящает во всех реках воду. «Водяники» и «мешечники» ведут между собой споры. Первые проклинают вторых, а последние первых. Прибывшие мешечники утверждают, что вскоре должны явиться к нам и их недруги «водяники»… Весьма жаль, что в нашей округе число старообрядцев увеличивается пребывающими извне.
Вообще религиозное разномыслие у нас велико. И долго еще оно будет царить, если школа не выделит наш народ из той непроглядной тьмы, которая царит среди крестьянского населения.
Опубликовано 24 января 1892 года.