Канск, 23-го августа, 1892 года.
Проезжающие за последнее время по почтовому тракту без сомнения заметили целый ряд новых правил, печатанных и писанных, украшающих стены почтовых станций. Одни из них относятся к порядку движения обозов по главному тракту и изданы не почтовым начальством, другие представляют новейшие реформы почтовых порядков.
Обозы, длинными вереницами медленно двигающиеся по тракту, становятся источником затруднений для проезда почтовых возок и экипажей. Они занимают выбитую колею по средине тракта, часто измученные лошади останавливаются, другие обгоняют их, воза скопляются по доге в два или три ряда и экипажу с нетерпеливым седоком приходится или объезжать их окольным путем, что не всегда удобно, или ждать пока обозы вытянутся в прямую линию. На сей случай и изданы правила, регламентирующие движение обозов и определяющие меры взыскания за нарушение установленного порядка. Тут же, в правилах о следовании обозов, находится параграф, определяющий право привязывать под дугу колокольчики. Оказывается, что ездить в Сибири с колокольчиками имеют право только едущие на почтовых лошадях, да чины земской полиции. Все же остальные ездоки, имеющие своих лошадей, лишены этого права. Бедные валдайские колокольчики, предполагал ли поэт, что будет когда либо установлено право, кому можно и кому нельзя слушать ваш унылый звон!
Распоряжения чинов нового почтово-телеграфного управления настолько отличаются своей новизной, что мы никак не можем обойти их молчанием. Эти распоряжения, шутка ли сказать, вступают в борьбу я тысячелетними, если не больше, обычаями и традициями. Как известно, железные дороги в пределах Российской империи существуют сравнительно недавно: лет 40-50 не больше, а их значительное распространение случилось всего в течении двух последних десятилетий.
Ранее же этой эпохи по обширным равнинам Европейской России существовало в течении веков передвижение на почтовых, так же как и теперь в Сибири. Эта почтовая гоньба, древность которой уходит в глубь веков, выработала свои обычаи и традиции, среди которых одно из первых мест занимает обычай ямщиков просить «на водку», местами в последнее время, вероятно под влиянием проповедников трезвости, сменившийся обычаем просить «на чаек». Вот против этого-то обычая и повело борьбу почтово-телеграфное управление. Обычай, так сказать освящен веками и ни в эпоху императора Николая I, ни Александра I, ни ранее того, почтовое ведомство не решалось строгими мерами прекращать этот древний обычай. Правило, запрещающее ямщикам под угрозой строгих взысканий просить «на водку», установлено в самое последнее время.
Ослушников распоряжений почтово-телеграфного начальства ждет строгая кара: их немедленно увольняют из ямщины, с запрещением когда либо вновь наниматься в ямщики и публикуют их имена во всеобщее сведение. На каждой станции висит на стене длинный список уволенных за разные проступки ямщиков. Список состоит из 5-ти граф: 1) звание, местожительство, имя и фамилия ямщика; 2) лета от роду; 3) от какого почто-содержателя; 4) по чьему распоряжению и за что уволен; 5) на основании чего вновь принят на службу.
Наибольший интерес из этих граф представляет графа 4-ая. Здесь мы находим ямщиков, уволенных «за грубость», «за пьянство», «за неумение управлять лошадьми», «за просьбы на водку» и за разные другие вины. Есть и еще более неопределенные указания, так например один из ямщиков уволен «за пороки», другой «за падение очков у седока NN». Обращаетесь к жалобной книге и читаете длинную ламентацию о том, как эти очки выпали из тарантаса, как затем долго искали очки и не могли их найти. Резолюция в жалобной книге: уволить ямщика.
Опубликовано 30 августа 1892 года.