​Братская пустынь.

Тобольский митрополит, Антоний Стаховский, крепко держась за Селенгинский Троицкий монастырь, не смотря на то, что эту обитель и от Иркутского Архиерея отделял Байкал, а от Тобольской Митрополии тот же Байкал, и слишком трех-тысяч верстное расстояние, — как бы взамен этой не скудной угодьями обители, уступил вновь открываемой Иркутской Епархии Братскую Пустынь, не смотря, де, на то, что она принадлежит к Илимскому Ведомству оставшемуся в пределах Тобольской Епархии. А почему Илимское ведомство, бывшее по гражданскому разделению в составе Иркутской Провинции, осталось, по церковному, за Тобольским Митрополитом? Пока не было еще повода сделать этот вопрос. Об уступке своей митрополит донес Св. Синоду, конечно, не имевшему понятия о значении Братской Пустыни при реке Ангаре, и получил на свое темное для столицы представление, за неимением в Св. Синоде других сведений, необмыслимое согласие.

Не знаем, когда и кем основана сия Пустынь. Казаки, плывшие для завоеваний из Енисейска вверх по Ангаре, поднялись на пороги, и в 55 С.Ш. и 120 В.Д. встретились с нового вида обитателями Сибири – с бурятами, который тот час же переименовали, по своему, в Братских (В Иркутской Губернии, и во всей Сибири, бурят иначе не называют как братскими, потому что исказили их родовое название первые покорители, которые и поставленный при встрече с Бурятами Острог, именовали не Бурятским, а Братским). Это было в 1631 году. Здесь обложили они земляным валом острог, названный по исковерканному поименованию туземцев, Братским, на левом берегу Ангары, не доходя 492 версты до устья Иркута, и острог этот, по выражению П.А. Словцова, «несколько раз исподволь передвигали, как деревянную юрту, к нижней протоке Оки, дабы вдруг соседством крепосцы не испугать туземных бурят.». Конечно, первою заботою пришельцев было, — чтоб навсегда назвать место своим, — построить церковь. А после того, когда местные буряты перестали быть страшными для русских пришельцев, какой-нибудь набожный православный отделился от дружины, и для благочестивых подвигов нашел более удобное место на другом берегу Ангары, верстах в пяти от острога, сам получил имя пустынника, а место его уединения названо пустынью, и по не дальности от возникшего Братского острога, пустынью Братскою. Завоеватели Сибири в заведении Пустыней и Монастырей видели более надежное ручательство удержать всякую приобретенною местность за собою, чем в заложении самих Острогов, потому что к острогам насельники принадлежали телом, а к иноческим обителям прилеплялись душою, — и имея это в виду всеми мерами содействовали процветанию обителей. Таким образом и Братская Пустынь приобрела некоторую известность, и, при пособиях от православных, сочувствовавших сему отшельническому заведению, усвоила несколько рабочих рук, которыми извлекла из местных произведений нужное к своему существованию. Но к сожалению, глухая и суровая местность такова, что не представляла ни физических ни материальных удобств не только к возвышению Братской Пустыни до степени монастыря, но и к продолжению существования самой Пустыни. А когда единственный, некогда многотрудный путь из России в Восточную Сибирь, совершавшийся вверх по рекам Енисею, Тунгуске и Ангаре, заменился не сравнено удобнейшим через Красноярск, Канск и Нижнеудинск землею, тогда и сам Братский Острог,  оставшийся в стороне, обратился в пустырь, и исчезло бы название существовавшей когда-то близ его Братской Пустыни, если бы случайно не поселился в ней навсегда священным прахом своим второй Иркутский Епископ Иннокентий Перонович. Прах иерарха охраняют ныне потомки приписных во дни оны к Пустыне крестьян, составляющих деревеньку из 11 дворов.


Что же представляла Братская Пустынь во дни Святителя Иннокентия? Если она вначале что-нибудь имела, то, как доносили друг на друга Архимандрит Платковский и провинциал инквизитор иеродиакон Иевлев, была обобрана ими. По переписи 1720 года она числила за собою крестьян 100 душ, но из них после того 17 человек умерли, 10 или дряхлели от старости, или оказались неспособными к работе по болезням; трое бежали; один, (Иван Яковлев 18 лет) взят в монастырскую школу; да в сотне было 36 малолеток от 1 до 12 лет. И за всех этих мертвых, дряхлых, увечных, бежавших и малолетних с 1720 года должны были оплачивать подушные подати остальные 33 человека, которые пришли через то в разорение, и след. были лишь в тяготу пустыне. Братства в ней не было; даже и церкви не видно. Жил там для присмотра один поселенный монах (Иасон) командированный от Иркутского Вознесенского монастыря. Следовательно, Братская Пустынь была для Иркутской Епархии не находка.

Опубликовано 28 декабря 1863 года.

813

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.