Братский острог. 1892 г.
Характерным признаком прилегающих к нашему селению мест служит, несомненно, обилие леса и отсутствие пустопорожних земель. Не смотря на неблагоприятный для земледелия рельеф почвы (буераки), расчистка мест из под леса ежегодно производится здесь в больших или меньших размерах. По приблизительному расчету количество пахотной земли увеличивает ежегодно, в среднем выводе, 3-4 десятинами. В общем, конечно, это немного, но нужно принять во внимание, что подниманием нови занимаются только те крестьяне-хозяева, у которых есть большая на возрасте семья, т.е. даровые рабочие руки. Тяготение здешнего крестьянина к земле заметно, в настоящее время, более, чем когда либо. А было время, когда не одним только земледелием, а и другими сравнительно более легкими «оборотами» богатели наши мужики.
Не даром поется:
Бывало в доме приобширном,
В кругу друзей своих родных (*),
Провидим дни веселья мирно
И спим в постелях пуховых…
* — Почти все жители села между собой родственники, т.ч. «друзья» действительно оказываются «родными».
Да, такая сытая идиллия имела место здесь – давненько. Кстати сказать, эти «приобширные» дома существуют и в настоящее время; только увы! о днях «веселья» упоминается лишь в песне.
Что же это за «обороты» были у здешнего крестьянина в прежнее время?
По словам старожилов, лет 50 тому назад, по Ангаре, за пороги спускалось до 200 паузков в лето. В качестве лоцманов и простых рабочих, население Братска находило на этих паузках хороший заработок. Теперь же мимо Братска проходит в лето не более 30 паузков. Упадок приискового дела в енисейской губернии и открытие там своих винокуренных заводов повлияло, по слухам, на уменьшение сплавляемого груза. В настоящее время главным грузом на паузках, если не ошибаюсь, служит чай и изделия г. Перевалова. Это одно. Другое. Илимско-ленский волок давал возможность, в прежние урожайные годы, передавать через Братск, на Лену, весь излишек хлеба из приангарских и окинских селений. Теперь же сбыт (Именно «сбыт» хлеба (перевозка), а не продажа его, более давал заработок жителям Братска) хлеба на Лену на много уменьшился, потому что на Лене уже есть свой хлеб.
Еще. Добывание пушнины в прежнее время производилось в значительно больших размерах. Хотя белка была дешевле, но зато соболь стоял в хорошей цене. Теперь и белки и соболя меньше: тайги горят, зверь исчезает.
В заключение нужно сказать, что Николаевский железоделательный завод в настоящее время является для братских жителей (да не для одних только братских) совсем не тем, чем он был для них лет 25-ть назад…
Вот, в общих чертах, причины, так или иначе, по-видимому, влияющие на «прикрепление» здешнего крестьянина к земле.
Дай же Бог, в добрый час, нашему земледельцу поднять новую пядь земли-кормилицы! В лесах, окружающих Братское селение, преобладающим деревом является листвень и сосна. Эти деревья идут на строения, различные подделки и дрова. Строгого различия между строевым и дровяным лесом не существует; тот и другой находится, приблизительно, в верстах 5-6 от селения. Строевой лес вместе с доставкой обходится в 40-50 копеек бревно. Рубить лес может всякий, где угодно и как угодно.
Сажень дров веснодельных, сосновых, в продаже стоит 1 рубль, сажень лиственничных 1 руб. 20 коп., сушняк 80 коп. Все эти цены показаны за последний год, прежде они не сравнено были выше.
Опубликовано 3 мая 1892 года.