Могила Кучума. Из рассказов старожила.
В 1862 году я занимался золотопромышленостью. Это был именно тот год, когда было разрешено делать поиски Золотосодержащихся местностей на правом берегу реки Томи. Не зная местностей в горной тайге, я по необходимости нанял вожатого, ясачного инородца – татарина, но крещенного, происходившего от того племени, над которым когда-то владычествовал Кучум. Вожатый этот, ныне умерший, назывался Алексей Дмитриевич Малков. Жил он в деревне Аил, в которой находится Аильская инородная управа, кузнецкого округа.
Малков имел в то время от роду 65 л., был вдов и пользовался цветущим здоровьем, доказав это тем, что 1862 году женился на 18-летней девушке, от которой у него впоследствии было три сына. Кроме того, у него еще от первого брака было три сына, из которых у одного Ивана, в свою очередь, было пять взрослых внучат. Как отец, так и его сыновья и внучата были промышленники и зверовые охотники. Этот Малков во всю жизнь свою ни вина, ни пива не пил. Он мне рассказывал, что дед его прожил 95 лет, а отец – 97 лет и что род его происходит от прямых потомков Сибирского царя Кучума из Искера.
Когда Ермак вытеснил Кучума из искера и даже из пределов Сибирского царства (в нынешней Тобольской губ.) в местность или тайгу, ныне находящуюся в Томской губернии, Кузнецкого округа, в Алтайском крае, то Кучум поселился на реке, ныне называемой Кучу-Мында, где он помер и похоронен с живой девицей, а над его могилой насыпали три кургана (шихана). Средний шихан больше остальных, и под ним именно находится могила самого Кучума, а под двумя боковыми зарыто его имущество. Эти курганы тамошние ясачные инородцы находили и хотели было разрыть, но их удержал страх перед разными ужасами, которые, по преданию, должен испытать дерзновенный смельчак.
Речка Кучу-Мында течет из высокой горы Абат и впадает с правой стороны в речку Тайдан, а эта последняя, с правой же стороны в речку Томь. Выше Кучу-Мында, в 8-ми верстах, находится речка Улу-Мында, также приток Тайдона. Она получила такое название от князя Улума, племянника царя Кучума.
Эти обе речки, как Кучу-Мында, так и Улу-Мында, я и шурфовал.
Рассказанное мне Малковым я нахожу достойным вероятия.
Как известно, Ермак завоевал Сибирь не много более трех сот лет тому назад. По рассказу же Малкова, дед его жил 97 лет, отец 95 и сам он 65 лет. Сумма этих лет в общей сложности составит 257 лет – близко к 300 годам назад, когда жил Кучум и действовал Ермак. Следовательно, прадед Малкова мог быть даже современником царя Кучума и Ермака.
У Малкова, как и у его детей, тип лица был монгольский, но в тоже время и не подходил к типу томских татар и остяков.
Малков рассказывал мне, со слов своего отца, что теперешняя тайга, называемая «горной», была непроходима и изобиловала крупным кедровым, пихтовым и еловым лесом. Зверя прежде в ней было много. В каком-то году была летом сильнейшая буря. Которая крупный лес свалила. А через несколько лет, когда успел подрасти новый, — на моей уже памяти, — как-то забрался огонь. Весь сухой лес выгорел, но толстые кедры остались невредимы.
Федор Голубев.
Опубликовано 12 июля 1889 года.
р. Тайдан ныне – Тайдон, р. Кучу-Мында – Кучуманда, р. Улу-Мында – Улуманда, г. Абат – г. Абатова