Письма из Енисейска (29 ноября).

Я уже писал вам о бегстве одной еврейской девушки и желании ее креститься. Вот подробности этого интересного и взволновавшего весь еврейский мир дела. Еврейская девушка Харьесса Полякова, дочь состоятельных родителей, еще с девятнадцатилетнего возраста выражала желание принять христианскую веру, но, постоянно окруженная своей средой, не имела возможности выполнить этого желания. По достижении более возмужалого возраста она решилась привести свое намерение в исполнение, для чего 12 ноября обратилась к одному из местных жителей христиан с просьбой о содействии, и вслед затем, добровольно оставила дом отца и матери, о чем и известила их особой запиской оставленной на столе отца. Вместе с этим, она подала собственноручное прошение на имя здешнего благочинного, Д. Евтихиева, пожелавшего быть ее восприемником, а принявшие в ней участие и давшие приют люди тот час же подали на имя епископа Красноярского и Енисейского телеграмму с просьбой о разрешении крещения просительницы. Встревоженные родители обратились к помощи полиции и просили ее возвратить дочь, якобы, обманом и силой похищенную. Полиция прежде всего арестовала, по голословному обвинению родителей, Тимофея Сычева, как похитителя девушки, хотя последняя прямо заявила, что она здорова и довольна и возвратиться в отцовский дом желания не имеет. Обращение родственников Сычева к товарищу прокурора, г. Налабардину, не имело успеха, и полиция приняла решительные меры к отобранию девицы Поляковой, которая отвезена в полицейскую управу и, не смотря на протест ее и желание видеть благочинного, была насильно посажена в сани и, под конвоем полицейских, препровождена насильно на поруки к богатому еврею Мильштейну, родственнику Поляковыйх. Давшие ей убежище, были арестованы при полиции, но затем освобождены. Ходатаи за несчастную обратились к содействию власти духовной, которая особо телеграфировала об этом епископу Енисейскому, и лично, в присутствии полицейской управы, при участии отца и двух братьев прозелитки, еще раз спросила последнюю: она ли подписывал телеграмму епископу и желала креститься? Девушка опять подтвердила свое желание собственноручной подпиской. Но и это не помогло. Наконец, о совершении крещения девицы Поляковой последовал указ епископа Красноярского, о чем благочинный сообщил полиции, прося вызвать просительницу, чтобы объявить ей указ, но последней, говорит, уже нет в Енисейске, и где она – не известно.

Здешнее еврейство нельзя считать строго религиозным по духу, оно в деле своей религии придерживается более внешней, обрядовой стороны, боится не столько Бога, сколько влияния своих стариков, своего раввина или, как называют здесь, «резаки». Но и это влияние бледнеет перед властью капитала. Давно ли, например, одна евреечка также перешла в православие, выйдя замуж за здешнего богатого золотопромышленника, и евреи не галдели так, как галдят теперь, когда в качестве мужа выступил простой ремесленник, бедный человек. Те же евреи, например, не стесняясь отдают своих детей в русские учебные заведения и, даже, в монастырскую школу, не боясь влияния школьный товарищей-христиан, благодаря которому, по истечении нескольких лет учения, еврейские юноши и девушки теряют многое из своего еврейства. Право, хорошо бы сделали наши евреи, предоставив своим единоверцам безусловную свободу в деле религии; этим они приобретут больше уважения в христианском обществе, в котором они живут. Действия же, подобные проделанным с девицей Поляковой и с ее защитниками, возбуждают общее негодование. Говорят, что у наших евреев в настоящее время есть ученый раввин, сумевший привлечь евреев к устройству здесь величественной синагоги; на его обязанности, как образованного человека, должна лежать и забота о большей веротерпимости (Мне припомнился один случай, бывший в Одессе, где один татарин пожелал взять в жены еврейку и обратился по этому поводу с прошением в еврейбургское и магометанское духовное собрание, которое брак этот разрешило, но отец невесты пожаловался в министерство внутренних дел. Жалоба эта успеха не имела, так как оказалось, что и раввинская комиссия, согласно еврейскому учению признала неуместным только брак евреев с язычниками). Это conditio sine qua non настоящего времени, чтобы избежать серьезных потрясений.

Опубликовано 16 декабря 1887 года.

8

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.