Подлинное христианское имя покорителя Сибири Ермака Тимофеевича.
Некоторые историки Сибири Ермака Тимофеевича произвольно окрестили именем Василия Повольского (по Волге реке), без достаточных на то доказательств. Уже одно то, что Василий и Ермак – слова не созвучные, можно догадаться, что прозвище Ермак образовалось из другого, более созвучного названия. Из истории о Сибирской земле известно, что первый архиепископ Тобольский Киприан (1621-1623) во второе лето своего архипастырства воспомянул атамана Ермака Тимоеевича сына Повольского и повелел спросить ермаковых казаков: как они прийдоша в Сибирское царство, и где у них с погаными были бои, и кого из них поганые убили? Казаки же ему принесоша списки… и повелел убитых имена написати в Соборной церкви в синодик и православную неделю кликати им вечную память. Если в Тобольске сохранились древние помянники времен Архиепископа Киприана, или точные списки с них, — то из них можно до подлинности узнать, какое было христианское имя у Ермака – покорителя Сибири. Уцелели ли от пожаров, истребивших в Тобольске церковные древности, синодики того времени, мы оставляем без исследования, а рады тому, что удалось нам найти в архиве Нерчинско-Успенской монастырской церкви. В нем сохранились два древних помянника, писанные полууставом, четким почерком, с вычурными заставками и киноварью. После царей и царевень, и великих князей читаем следующую интересную запись: «помяни Господи души пострадавших Твоего ради имени святаго и кровь свою прольявших поблагочестии победивши в Сибири безбожнаго Кучума».
Далее на поле озаглавлено:
Атаманы: Ермолая, Иоанна, Никиты, Иакова, Матфея
(Подобный же синодик мы видели в Ундинской Преображенской церкви Нерчинского округа; в нем имена покорителей Сибири вписаны во 2-й половине XVIII в. рукой протопопа Ионна Кабанова, сына игумена Исаии, последнего настоятеля Успенского монастыря)
Ясно, что вульгарное слово «Ермак» образовалось от имени Ермолая. Память Ермолая (что значит «вестник народа») бывает раз в году, 26 июля. В этот день должна быть и память покорителя Сибири, а Ермака не найти ни в каких святцах.
Далее читаем на поле заглавие:
Прочая дружина: «Сергия, Иоанна 4-жды, Андрея 3-жды, Тимофея 2, Иоакима, Григория, Алексея, Никона, Михаила, Тита, Федора 2, Артемия, Логина, Владимира, Василия 2, и Лукиана, Иакова, Иоанна 2, Савы, Петра 2 прочую их дружину, а имена ты их Господи веси. Согрешения же их презри и сподоби их всех небеснаго Твоего царствия».
Такая же запись завоевателей Сибири есть и в другом синодике, написанном в лист до поздних времен. Записи ведены со времен игумена Нафанаила, назначенного в Нерчинский монастырь Святителем Иннокентием Чудотворцем, подчинившим этот вольный монастырь обще-епархиальному управлению. Разница в передовых записях следующая.
В числе атаманов после Ермолая – Иоанна 3, в дружине после Сергия – Иоанна 6 (а не 4), Андрея однажды, Артемий пропущен, после Иакова следует прямо: «Саввы, Петра и протчую их дружину, а имена их Ты Господи веси: согрешения же их презри». В начале синодика, где поминаются прародители Адам и Ева, есть следующее моление: «помяни Господи душу сирот, убогих и младенцев некрещеных и небрежением отец их и матерей умерших, и иже некому их помянути».
Синодик Троицкого монастыря на Селенге древнее Нерчинского (1694 г.), с него начат и Посольский, но в них нет записи о сибирских завоевателях. Это без сомнения от того, что монастыри Селенгинский и Псольский на Байкале основаны монахами-миссионерами, посланными от царя и патриарха проповедовать св. веру Христову и крестить. А Нерчинский монастырь основан казаками, старыми служилыми людьми, гораздо раньше исторического известия о начале этого монастыря (1706 г.). Храбрый Хабаров проникший не только в Якутск и за Сибирь в Дауры, но и на Амур и Зею – замечателен не в одном завоевательном отношении. С ним проследовали в Якутск просветители края и Алексий и Мелевсипп – преподобные, и Гермоген, основатель Киренского монастыря, а на Амуре – Албазинского и Кумарского. Ему же должна принадлежать инициатива монашества и в Нерчинских пределах. Эти-то благочестивые люди и занесли в Нерчинский монастырь память о первых завоевателях Сибири, по свежему еще преданию, переходившему из рода в род, даже прямо из тобольской записи киприановских синодиков.
Епископ Мелетий.
2 мая 1888 года.
Чита.
Опубликовано 17 сентября 1888 года.