Изыскания круго-байкальской железной дороги.
На днях, как мы слышали, прибыли в Иркутск представители первой партии экспедиции по изысканию забайкальской железной дороги, инженеры Кругляков и Розенгарт и техники Барциковский, Сарычев, Васильев и Игумнов.
С конца марта до второй половины июня ими производились полевые работы по изысканию линии для будущей круго-байкальской железной дороги, а также промеры на Байкале для выбора пристани на западном его берегу; промеры эти были сделаны близ ст. Боярской, у устья р. Мантурихи, возле ст. Мысовской и у Клюевки.
Окончательным изысканием по избранию линии предшествовало предварительное обстоятельное ознакомление инженеров как с круго-байкальским трактом от Боярской до Култука, так и со всеми почти перевалами между Байкалом и долиной Иркута (так были произведены барометрические определения высот по трактовому перевалу по пади р. Ангасолки, по Глубокой пади, по Култушной, Ильче и Заларе), равно как и объезд и осмотр берегов Байкала от Култука до Лиственничной и Ангары от Лиственничной до Иркутска. Последни был произведен непосредственно самим начальником экспедиции О.П. Вяземским.
Все это привело инженеров к необходимости окончательных изысканий железнодорожной линии по следующему, как мы слышали, направлению:
От Иркутска (от станции томско-иркутской железной дороги близ Вознесенского монастыря) будущая кругобайкальская железная дорога должна идти левым берегом Иркута вверх, вплоть до Мотского селения; близ этого селения она пересечет Иркут и перейдет на правый его берег; этим берегом она будет извиваться вместе с Иркутом по узкой его долине на протяжении 50-ти верст вверх от Мотского селения. Затем, для сокращения пути на 25 верст, в обход громадного колена Иркута она пройдет через горных хребет тоннелем в 3,5 версты и снова выйдет на берег Иркута ниже впадения речки Быстрой; пройдя еще около пяти верст долиной Иркута, она по так называемой Ильчирской пади поднимется на водораздельный перевал между Иркутом и Байкалом у тункинского тракта близ ст. Быстрой. Отсюда железнодорожной линии предстоит спуск с высоты 112 сажень к берегу озера Байкала; спуск этот она делает по долине Ильчи (притоку Култушной), по косогору пади р. Култушной и по пади Талой и подходит к Байкалу на 4-ой версте от Култука (к Муравьево-Амурской).
От Култука линия следует непрерывно по самому берегу Байкальского озера вблизи почтового тракта, за исключением места у горы Веселой, где она не поднимается, конечно, в гору, а пробирается самим берегом. Таким образом берегом Байкала железнодорожная линия доходит до конечного своего пункта, которым избрана Мысовская пристань, как наиболее удобная по своему естественному положению.
На всем протяжении этой линии, от Иркутска до Мысовской пристани, на пространстве 283 верст, 1-ой партии экспедиции забайкальской железной дороги были произведены пробные изыскания, по которым можно уже судить о количестве необходимых на этой линии земляных работ, о стоимости искусственных сооружений и проч. Все данные для этого уже собраны инженерами на полевых работах и теперь ждут только сводки и подсчета окончательных итогов.
Мы надеемся своевременно ознакомиться с этими итогами и, что возможно, сообщить своим читателям.
Мы рассчитываем, что лица, близко стоящие к делу, не откажут поделиться с нами своими сведениями, зная, с каким напряженным вниманием следят все за возникающим сооружением великой сибирской железной дороги, этого грандиозного памятника культуры XIX века, который намеревается воздвигнуть Россия перед лицом грядущих веков.
Опубликовано 2 июля 1889 года.