Датская экспедиция к Сибирским берегам.
С 1875 года, с тех самых пор как Норденшельд впервые переплыл Карское море и сорвал с него ореол не преступности, не проходило года без того, чтобы к устью Енисея не снаряжалось экспедиции с торговыми целями. Хотя большинство их этих экспедиций и кончалось благополучно, возвращалось домой в тот же год, но тем не менее, риск, с которым сопряжены эти предприятия, до сих пор настолько велик из-за льдов и в следствии неточности карт сибирского побережья, что правильного сообщения между Европой и устьями сибирских рек еще не могло установиться и не установится, пока не выяснятся несколько более законы движения льдов в Карском море, пока не будут проверены карты.
Сознавая всю важность этого последнего обстоятельства для сибирской торговли, известный Н.В. Латкин обратил весной внимание Императорского Русского Географического общества на необходимость проверки описей берегов на первый раз между устьями Оби и Енисея, так как на этом протяжении описи произведены около 150 лет тому назад, а в последнее время открыт в устье Енисея неведомый дотоле остров в 1000 квадратных верст поверхности (о. Сибирякова), и пронеслись слухи о не существовании назначенного на картах обширного залива Гыдаямо. Проект г. Латкина передан на рассмотрение особой комиссии.
Пока почтенное общество обсуждает этот важный для сибирского купечества вопрос, купечество датское находит средства для осуществления плана еще более обширного, чем план г. Латкина: в июне уходит из Копенгагена морская экспедиция, которой поручена рекогносцировка северного берега Сибири от Новой Земли до мыса Челюскина. Экспедиция эта, снаряженная на 27 месяцев, состоит под начальством г. Ховгаарда (Hovgaard), одного из офицеров последней экспедиции Норденшельда, и вот что, между прочим, задалась она выполнить.
В ожидании возможности проникнуть в Карское море, стараются отыскать и описать на западной стороне Новой Земли, Вайгача или на материке близ Карского моря, место удобное для устройства фактории, которая могла бы в последствии сделать передаточным пунктом для товаров европейских и сибирских: одни пароходы ходили бы между Европой и факторией, другие, приспособленные для плавания во льдах, бегали бы между факторией и устьем Енисея и в фактории бы обменивались грузами.
Войдя в Карское море, экспедиция направляется к Белому острову и описывает пролив между ним и полуостровом Ямалом. Возможность прохождения этим проливом, названным Норденшельдом, к слову сказать, проливом Мальгина, по имени описавшего его 150 лет назад офицера, значительно сократили плавание от Новой Земли к Енисею. Затем экспедиция направляется к мысу Челюскина, где и зазимует, если не удастся в тот же год проникнуть от него далее к северу, к восточному краю земли Франца-Иосифа.
Осенью 1883 года экспедиция ожидается обратно в Копенгаген.
А. Григорьев.
23-го мая 1882.
Опубликовано 27 мая 1882.