Отсутствие сведений с Обь-Енисейского канала лишало возможности сообщить…
Отсутствие сведений с Обь-Енисейского канала лишало возможности сообщить вам что-нибудь об этом интересующем всю Сибирь деле и весьма жаль, что гг. строители оказались скупы на сообщения о своих работах, что, как известно, вызвало целый ряд слухов в местной прессе о неблагоприятном положении дел на канале. И в настоящее время, когда уже все выехали с канала и поселились в Томске, нет возможности собрать точные сведения о ходе работ на этом сооружении и приходится поэтому пользоваться сведениями от лиц хотя от части и прикосновенным к делу, но знакомых с ним a priori. На канале работало 1100 человек; главные работы производились в смежности Черного озера, близ речки Язевой, где велся канал в пространстве двух верст и шириной пять сажень по дну с отлогостями на обе стороны, которые укреплялись песком и дерном; на этом же канале пробиты сваи для одного шлюза и в одну часть канала, на пространстве 1,5 верст, уже пущена вода и сообщение возможно только на легких лодках. Сообщение по Озерной производится на пароходе, а в весеннее время, в течение полумесяца, сообщение было возможно до Большого озера, и баржа доставила груз до места резиденции строителя работ. На Касе же производились только измерения. В будущем году предположено поставить 1500 человек, но окончание работ может быть не ранее 1886 года, да и то даст только возможность сообщения посредством лодок, так как правительство ассигновало незначительную сумму, отойдя далеко от первого сметного ассигнования. Правительство, очевидно, в виду разного рода слухов, отнеслось в последнее время с недоверием к делу соединения Оби и Енисея в районе рр. Озерной и Кас, что, вероятно и вызвало камандирование особого инженера г. Августовского, который, однако ж, по всему проектируемому пути не проехал, но, говорят, вынес вообще впечатление, благоприятное первому проекту, предполагавшему, как известно, сделать сообщение возможным и для больших судов, чему нельзя не порадоваться, потому что канал в настоящем виде, по вторичному проекту, был бы едва ли полезен делу торговли, ему предстояло бы забвение.
Слухи о беспорядках на канале между рабочими оказались несправедливыми; рабочие остались довольны, содержанием также; заработки получили порядочные; пьянства между ними заметно не было, но смертность была довольно значительна: — умерло, как передают, 18 человек, не смотря на присутствие фельдшеров. Наказаний телесных не проводилось и было применяемо только арестное заключение. Выход рабочих производился частью на лодках, частью пешком и на пароходе начальника работ. Несчастий с людьми в обратном пути не было; и если одна лодка подверглась гибели, то люди были все спасены и посажены в пароход и доставлены в Томск, откуда они должны были на свой счет отправляться в Енисейск, что стоило им недешево, но барон Аминов в этом не виноват.
Опубликовано 3 января 1885 года.