Нижнеудинск
Нижнеудинск сделан городом в 1783 году; в настоящее время в нем считается: купцов 3-й гильдии местных 6 и иногородних 3; мещан старожилов мужского пола 168 и женского 167 и в подгородно-удинской слободе муж. 798 и жен. 645 душ.
Торговля и промышленность этого города некогда были в довольно хорошем состоянии, а именно: когда на бирюсинской системе открыты были богатые золотые россыпи и работы на них производились в больших размерах. Период этого процветания начался 1844 годом и продолжался до 1854-го года; во все это время Нижнеудинск, от которого прииски находились не более, как в 350 верстах, был главным пунктом, с которого отправлялись на промысла разные потребные для них жизненные припасы, продукты, а также рабочие люди, и потом по окончании летних работ сюда же возвращались рабочие с большими деньгами. Такое значение горда для сказанных промыслов развило в нем значительную деятельность и промышленность, источниками которой были: 1-е доставка на промысла разных тяжестей. 2-е служба и работа на них. 3-е содержание квартир в городе, которые вздорожали от значительного скопдения людей, приезжавших сюда по делам золотопромышленности и 4-е торговые обороты. Последние возбудили соревнование в торговом классе других городов; в Нижнеудинске записывались по всем трем гильдиям многие иногородние купцы, так что в указанный нами период времени считалось в нем купцов: в 1848 г. – 6; в 1849 г. было уже всех торгующих 19 чел.; в 1850 г. – 18; в 1851 г. – 23 чел.; в 1852 и 1853 гг. 22.
Следствием увеличившегося торгового движения было то, что цены на все почти предметы от усилившихся требований очень возвысились; так например: за пуд хлеба с доставкой на промысла платили: за ржаной от 4 до 5 рублей, пшеничный от 4 р. 50 к. до 6 руб. и мясо от 3 до 5 рублей за пуд; в городе же существовали на эти припасы цены: на хлеб ржаной от 1р. 80 к. до 2 р. пшеничный от 1 р. 90 к. до 2 рублей и мясо от 2 р. 20 к. до 2 р. 40 к.; на прочие потребности цены также были довольно высокие. Состояние городских жителей улучшилось; но с упадком в 1854 году золотопромышленности на Бирюсе от выработки россыпей и от других причин, Нижнеудинск потерял свое значение для промыслов. Доставку туда припасов начали производить больше по другому, удобнейшему направлению через Канск и другие места; через Нижнеудинск же хотя и продолжается еще доставка припасов на бирюсинские промысла, но она год от года делается незначительнее, так что не составляет ныне особой промышленности, а вместе с ним прекратилась постепенно торговая деятельность. Из прежнего купечества и вообще промышленного класса, некоторые переписались в другие города, иные бросили торговлю и перешли в мещане, и город остался в отношении промышленном почти ничтожным, так что в старом городе в гостином дворе никто не торгует и лавки заперты, а только в Подгородно-Удинской слободе торгуют в 4-х лавках красным товаром, да в нескольких мелочных съестными припасами.
Мещане городские и подгородно-удинской слободы большей частью занимаются хлебопашеством извозничеством, а некоторые находятся в услужении и работе у частных лиц и на золотых промыслах; но и эти занятия не обогащают их и даже не доставляют многим безбедного содержания с семействами. Это происходит от того во-первых: что хлебопашество здесь самое ограниченное, исключая немногих деятелей, которые хотя имеют хлеб в избытке, но не продают жителям, а употребляют при проходе транспортов с товарами на корм лошадей, следующих под этими транспортами и на содержание находящихся при них людей. Малое развитие хлебопашества в Нижнеудинске происходит от того, что в окрестностях города и подгородно-удинской слободы места низменные и сырые; других же удобных мест нет. Улучшать пахотные земли здесь не в обычае. Во-вторых извозничество не приносит почти никакой выгоды как по неимению у извозчиков собственного хлеба для прокорма себя и лошадей, так и от понижения цен на доставку тяжестей. Ив третьих наем в услужение и работы на частных лиц и на золотых промыслах не обеспечивают местного населения, как по низкой цене на этого рода занятия, так и потому, что на эти работы чаще идут люди беспорядочного поведения, которые, весь свой заработок пропивают.
Ремеслами здешние мещане никакими не занимаются; эти занятия остаются за поселенцами и сколько можно заметить, мещане считают для себя как бы не приличным занятие ремеслом. Зато они охотно своих детей учат читать и писать и потом стараются помещать в канцеляриях присутственных мест, где они, получая весьма ограниченное жалование и не будучи ни к чему кроме письма не способны, нередко просиживают всю жизнь и из ничтожного своего жалования едва могут уплачивать подати и пропитывать себя с семействами.
Протекающая через город река Уда в промышленном и торговом отношении не имеет для города ни какого значения. По ней нет ни судоходства, ни других сплавов, по причине множества порогов, частых островов и мелководья. Но в ней довольно много рыбы, в особенности в отдаленных от жилищ местах; в городе же только двое имеют невода и эти люди осенью добывают каждый около 150 пудов рыбы, употребляя ее для себя, а в продажу не отпускают. Поэтому в Нижнеудинске продается только рыба, привезенная из Томска и Иркутска по ценам до неимоверности высоким.
Хлеб подвозят в город большей частью из балаганского и из отдаленных селений нижнеудинского округа преимущественно зимой, а частью осенью и весной, когда мало бывает полевых работ. В это время аферисты накупают хлеб по выгодным ценам и продают, когда не бывает подвоза, впрочем бедные жители с разрешения начальства получают хлеб из казенного магазина.
В Нижнеудинске назначена ярмарка с 15-го ноября по 15-е декабря, но на оную никто ни с чем не приезжает. Базаров в городе не существовало прежде и ныне не существует, от того что городские жители и жители окрестных деревень не имеют в избытке для продажи ни хлеб, ни других продуктов. Если же кто из жителей городских или приезжих имеет что продать, то разносит по домам и продает по ценам, какие им выдадут покупатели, или же что сами запросят, от чего и цены не могут понижаться, как при публичных продажах на базаре.
Мещане и вообще городские жители хотя и занимаются рассаживанием огородных овощей, но более для домашнего употребления, и если могут уделять в продажу часть из них, то в самом малом количестве и притом по высоким ценам.
Нижнеудинск расположен на берегу Уды в длину не более трех четвертей версты, имеет одну набережную улицу и две небольших задних, да не значительную площадь. Домов в городе частных 118, казенных: 1 каменный и 3 деревянных; винный и пороховой подвалы, провиантские, соляные и запасной хлебный магазины и гостиный двор; каменная не большая церковь. Подгородно-удинская слобода, причисленная к городу, хотя устройством своим обширна и расположена в длину на 2,5 версты и ширину четверть версты имеет 292 частных дома и одну каменную церковь, но это не более ни менее как грязное селение, с домами более ветхими и ничтожными, расположенное неправильными улицами; так что ни здесь ни в самом городе никаких зданий как частных так и казенных, которые бы по устройству своему и ценности могли обращать на себя особое внимание, нет.
-ий
Опубликовано 26 апреля 1860 года.