Олекминск. 1879 год.
Алданская экспедиция, прибывшая в Олекминск еще летом (в августе) на двух пароходах, собранных в Жигалово и приспособленным для плавания по мелководным речкам, находятся теперь на реке Олекме, впадающей в Лену, несколько ниже г. Олекминска. Там, вестах в 300 (приблизительно) выстроены зимовья: небольшие избы для рабочих и прочих участников экспедиции. Экспедицией сделаны уже важнейшие подготовительные работы: наняты рабочие, около 25 человек, приобретены для передвижения в тайге олени, привезены запасы продуктов и т.д.; в скором времени начинаются правильные разыскания золотоносных залежей, которыми, по слухам, богаты берега Олекмы. Говорят, что тунгусам, кочующим по бассейну этой реки, давно уже известны местоположения золота, но стараются всячески скрыть их от русских, так как боятся, что с открытием приисков, зверь уйдет дальше в глубь лесов, пушной промысел уменьшится и они, лишившись своих промышленных угодий, вынуждены будут стать в зависимое положение к приискам, из независимых хозяев оленеводов и звероловов стать батраками. Если принять во внимание, что столкновение с приисками деморализует дикарей и ведет их к вырождению и вымиранию, то нельзя не признать опасений тунгусов (с их «дикой» точки зрения) правильными. Говорят, также, что некоторые из тунгусов, кочующих по Олекме и Чаре, находят самородки золота, которые они пропивают купцам («подторговщикам»), ежегодно приезжающим в устье Олекмы, чтобы спаивать тунгусов и приисковых рабочих, возвращающихся из тайги эти путем с прииском Витимской и олекминской систем. Все эти беспатентные торговцы водкой собираются в начале весны, сейчас же по вскрытии Лены, на устье Олекмы, чтобы подстерегать рабочих в известных пунктах, как пауки мух, и обирают их до чиста. Понятно, что такая торговля весьма выгодна: у рабочих бывает не мало «золотой пшенички». Скопцы Чаринского и Троицкого селений, расположенных вблизи от этих мест, рассказывают ужасы про эту вакханалию разнузданных страстей, жадности, алчности, обмана, происходящую ежегодно у них на глазах. Такими торговцами являются главным образом якуты, но многие и из русских нажили состояние таким образом. Каждый год по вскрытии рек, тайные виноторговцы начинают ладиться собираться в дорогу, почти на глазах у публики нагружают лодки водкой и уплывают. Все знают, что они едут на доходный «золотой» промысел, спаивать рабочих на устье Олекмы..
Мы упомянули об этом, чтобы показать, что слухи о местонахождении золота по реке Олекме, может быть, не совсем лишены основания. Насколько оправдаются эти слухи, покажет будущее. Теперь экспедиция, разделившись на 3 партии, предпримет розыски золота по речкам Большой и Малой Екимде. До сих пор еще не найдено золота, но содержание песков дает право рассчитывать на успех в будущем.
Экспедиция по видимому, ставит на первый план отыскание золота; занятые площади будут заявлены и поступят во владение Русского золотопромышленного общества, которое и соорудило экспедицию и наделило ее такими громадными средствами, какими до сих пор не обладала еще ни одна экспедиция, посещавшая наш край. Всего было ассигновано полмиллиона рублей; на покупку, перевозку и сборку пароходов, на снаряжение экспедиции затрачено около 200 т., стало быть осталось 300 т., т.е. по 100 т. в год; средства – с которыми можно достигнуть многого.
Во главе экспедиции стоит горный инженер Подъяконов (за отсутствием Брусницина, вызванного в Петербург). Участвуют: инженер Шумилин, натуралист Тильвег, Ганаев, врач Лашин. Кажется, что от Алданской экспедиции можно ожидать многого… Может быть скоро будут открыты богатейшие прииски… В тихие, пустынные леса бассейна Олекмы хлынет волна новой, кипучей жизни, она принесет нам наживу, барыши, а бедным тунгусам, мирно промышляющим зверей в земле отцов – вырождение, смерть… Что делать?
Таков неизбежный закон жизни? Слабый должен уступить сильному…
Опубликовано 8 января 1879 года.