Первоначальное образование Николаевского селения.

Жители настоящего Николаевского селения, как видно из сельского архива, переселялись из Закавказья. Но в какой из внутренних губерний жили предки их до переселения за Кавказ, никто их нынешних жителей не знает, равно как и том, когда переселялись за Кавказ, и по какому случаю. Переселение на настоящее место состоялось в 1805 году, в апреле месяце. В то время обитателя сей местности были кочующие инородцы – буряты, которые располагались около озера Тунгурук. Переселенцы первоначально не знали, как назвать им свое поселение, и поэтому обратились, через посредство своего старосты Фелора Богодухова, от 28 апреля того же года, в нерчинский нижне-земский суд с вопросом: как назваться им, тунгуринскими ли, по озеру, или по имени первоначального доверенного Николая Горновенкова, который посылаем был ими из Иркутска для разыскания места под поселение? Указ земского суда от 18 мая т. года за № 980 велел им назваться: «кавказскими переселенцами, поселившимися вверх по р. Ингоде, при тургуринском озере, села Николаевского». Число переселившихся душ ревизских мужского пола было183 души, а сколько было женского пола неизвестно. Из того числа померло на месте 14 душ. При поверке в 1806 году, произведенной заседателем Богдановым, наличных ревизских душ муж. пола оказалось 162 души, женского пола также не показано, а потому и неизвестно, сколько именно переселенцев прибыло на место нового жительства с женами и детьми.

Помощь к переселению из г. Иркутска до места жительства была дана им иркутским гражданским начальством, но какая, неизвестно. По прибытии на место жительства пожертвовано было им инородческой тайшихой шаманской веры, проживавшей при тангинском озере, 50-ть лошадей и 81 корова с телятами (первоначально переселенцы при озере Танге поделали себе зимовья для переночевок в зимнее время, в видах прокормления своего скота и для занятия сенокосом и хлебопашеством, в летнее время. Ныне тут уже образовалось селение Танга, с 90 дворами, и строится новая церковь).

В исповедной росписи, заведенной я января 1810 года, священником Василием Стуковым, сказано, что при вновь заводящейся Николаевской церкви, села Николаевского, число прихожан, — кавказских переселенцев муж пола 238, а жен. 205, всего 444, а двором всего 73. От этих 444 переселенцев в течении 70 лет размножилось потомство до 10000 душ, из которых в одном селе Николаевском состоит ныне 2200 душ. Прочие расселились по Ингоде до г. Читы и далее.

Построение церкви.

Так как никаких дел ранее 1810 года не осталось при Николаевской церкви, то и не видно как именно поступил священник Василий Стуков на это место. Но на основании одного указа иркутской духовной консистории, относящегося к этому времени, хот на нем и не обозначено года и числа, и только № 426, — надобно допустить, что священник был здесь и ранее 1810 года.

В этом указе говорится, что в Николаевском первоначально была устроена малая часовня во имя святителя Николая чудотворца без алтаря, в которой и отправлялось Богослужение, конечно не полное. Это было временное место Богослужения, которое переселенцы предполагали заменить настоящим храмом, при том каменным, и на сооружение храма имели уже разрешение епархиального начальства. Но так как со временем оказалось, что не скоро можно собрать средства на построение каменного храма, то прихожане через поверенных крестьян Тараса Краковеца и Василия Горлача обратились к преосвященному Вениамину с просьбой о разрешении пристроить к часовне алтарь, чтобы до времени не оставаться без службы. Владыка грамотой, от 7-го сентября 1810 года, за № 731, на имя благочинного священника Афанасия Титова, разрешил пристроить к часовне алтарь для обращения ее в церковь, только не во имя святителя Николая, а в честь иконы Пресвятой богородицы Казанской, как говорится в грамоте. На освящение же сей церкви последовало разрешение того же преосвященного Вениамина грамотой от 27 октября 1811 года за № 767, на имя благочинного нерчинского завода, читинского острога, Архангельской церкви священника Афанасия Титова, которым она и освящена была в 1812 году 29 генваря. В 1829 году ноября 6 дня, священник Николаевской церкви Николай Малков, рапортом своим архиепископу иркутскому Михаилу доносил, что вместо обветшавшей деревянной церкви необходимо встроить новую деревянную же церковь, на каковую уже заготовлен и материал; почему на заложение оной церкви и просил благословения. Его высокопреосвященство грамотой от 19 ноября 1829 года за № 1355, на имя благочинного Кайдаловской Троицкой церкви священника Георгия Подгорбунского, повелел заложить храм соборне, что им и исполнено 15 декабря того же года. Храм сей строился в продолжении двух лет, иждивением прихожан, — с выдачей сборной книги на два года, что видно из указа иркутской духовной консистории от 19 ноября 1829 года за № 2426, с приложением плана и фасада для вновь строящейся церкви.

По окончании постройки храма, священник Николай Малков доносил уже архиепископу Мелетию о том, что по архипастырскому благословению его преосвященства, покойного архиепископа Михаила, вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви, выстроена по приложенному плану деревянная же новая, во Имя Казанской Пресвятой Богородицы. Вместе с сим он изъяснял, что сколько ни прилагали старания, не могли соорудить нового иконостаса, за неимением средств и бедности прихожан, и потому просил перенесть из старой церкви иконостас со всеми иконами во вновь устроенную церковь. Последовало ли какие разрешение на эту просьбу о переносе иконостаса, не видно. Только на освящение церкви последовала от архиепископа Мелетия грамота от 31 мая 1832 года за №2, на имя благочинного Кайдаловской Троицкой церкви, священника Георгия Подгорбунского, которым и освящена церковь 1832 года августа 21 дня, на память св. Апостоола Фирса. Св. антиминс перенесен в вновь устроенную церковь, так же старый писанный на белом полотне и освященный при Императрице Екатерине Алексеевне преосвященным Вениамином епископом иркутским и нерчинским, от миросоздания 7307-го, от Рождества же Христова 1798 году, 1 месяца июня 27-й день.

Где находился этот антиминс до устроения первого Николаевского храма, не можем сказать, ибо первоначальная надпись так густо зачеркнута, что невозможно разобрать; можно только прочитать следующее: «что в деревне означению Божиева» и только, а ниже уже написано по полям: «в Николаевской слободе». По всей вероятности, антиминс этот был походный. Он еще крепок, но от долговременного употребления помаран.

Страя церковь по устроению новой, за ветхостью была разломана. Но и новая церковь в настоящее время далеко не в том виде, в каком она была построена. Крыша на ней ныне железная, окрашенная зеленой краской; верхний ярус колокольни снесен, в нижний этаж опущен в церковь, от чего она стала много просторнее. Колокольня же выстроена новая и покрыта так же железом. Окна церкви увеличены и произведены разные другие переделки в ней, не исключая и иконостаса, который также значительно, по сравнению с первоначальным видом, изменен. На плане этой церкви видно, что в иконостасе южных дверей в ней прежде не было, а только две северные.

Священнослужители при церкви села Николаевского.

1) Первым священником при этой церкви значится, по документам 1810-го года, священник Василий Васильев Стуков и служил в Николаевском селении до 1822 года, а в этом году перешел в Шивинское село.

2) Священник Николай Семенов Малков, рукоположенный в 1822 году из причетников, поступил в Николаевское село в том же году, помер в 1840 году мая 11 дня и погребен в церковной ограде.

После смерти священника Малкова, с 1840-го по 1842 год Николаевской церковью заведовал, по распоряжению епархиального начальства священник Доронинского села, а именно священник Иоанн Афанасьев Титов в 1840 году, священник Филипп Соболев в 1841 году.

3) в 1842 году, сентября 13 дня, поступил из тульской епархии окончивший семинарский курс Иоанн Глаголев, а рукоположен во священника преосвященным Нилом. В 1853 году в июле месяце он выехал обратно в Европейскую Россию, а Николаевским приходом заведовал доронинский священник Аврамий Виноградов.

4) в 1854 году, в марте месяце, поступил священник Иоанн Титов и служил по 1875 год включительно; ныне служит в г. Чите.

5) В 1875 году определен священник Иннокентий Громов, который и по настоящей время служит при сей церкви.

Священник Иннокентий Громов.

28 июня 1880 года.

Село Николаевское.

Опубликовано 15 ноября 1880 года.

24

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.