Пещеры близ д. Бирюсы.

Проездом 12 ч. июня сего 1881 г. по золотым приискам Красноярского округа, я осмотрел 1 пещеру в известняке выше, примерно 2,5 версты, деревни Бирюсы и протекающей близ нее реки того же имени, впадающей с левой стороны в Енисей. Пещера эта в числе 8 других показалась мне более доступной к кратковременному осмотру; она выработана в высокой известковой скале на берегу Енисея на 80, приблизительно, саженях выше уровня воды в нем, имеет полукруглый вход до 4 с. вышины и 12 ширины. Длина пещеры при той же ширине до 11 сажень. Свод в пещере овальный, но во многих местах обрушился; в нижней части пещеры к Бирюсе в своде 2 углубления, извилисто идущие вверх, но на высоте 2 сажень не возможно было подняться и осмотреть их; по краям пещеры обвалы не допустили определить всю ее длину и ширину; видно, что ее свод имел круглую форму, понижающуюся к окружности основания или дна пещеры, которое, если все обвалы по краям расчистить, имело бы не менее 180-200 квадратных сажень. Дно пещеры частью загромождено обломками известняка, частью землей и даже слегка поросло травой, местами свод и валуны известняка покрыты сажей от дыма, или плесенью от сырости. Ближе к западной стене пещеры на почве ее возвышаются два камня, нарочно обсеченные с легкой покатостью, для сидения, лежания, а может быть – для еды вместо столов. 1-й камень в 1,5 кв. с., а 2-й в 1 кв. с.; покатость их направляется к выходу пещеры.

На почве пещеры и в земле между камнями попадается много обломков костей млекопитающих и преимущественно травоядных животных: лошадей, быков, овец, коз и пр.; кости большей частью переломаны, некоторые сильно выцвели и рассыпаются. Очевидно, что сих большей частью, домашних животных употребляли в пищу жители пещер, а кости раскалывали для высасывания мозга; несомненно, что хищники тоже могли заносить в пещеру свою добычу и оставлять там обглоданные кости; но высота пещеры заставляет думать, что медведи и волки едва ли заходили туда с добычей, а могли загонять в нее случайно пасущихся тут травоядных и там пожирать их. Наконец, лисицы по своей легкости, вероятно, более других хищников ловили и съедали мелких животных. Наиболее сохранившиеся и обратившие мое внимание кости из этой пещеры, я собрал и посылаю в Отдел для исследования вместе с 2 образцами пещерного известняка, 1 обломок глиняного горшка. Все предметы укупорены в ящик. По р. Бирюсе в горах на большой иногда высоте есть также пещеры, куда иногда заходят медведи; охотники пользуются этим и задушают медведей дымом или заламывают и стреляют. Напротив Бирюсы есть пещерная падь с 2 пещерами, также в известняке, вблизи левого берега Енисея на 20 саж. выше; пещеры эти углубляются полого вниз и находятся рядом под нависшим над ними утесом. Ближняя к Енисею пещера закипела льдом (2 июня), а рядом с ней завалена каменьями. Из 8 пещер больших размеров по левому берегу Енисея мной осмотрена одна; остальные требуют подробного изучения особо командированным лицом, знакомым с археологией и остеологией для научных выводов об эпохе пещеро-строителей, их быте и образе жизни. Пещеры встречаются также против деревни Овсянки по левому берегу Енисея в кристаллическом известняке на 30 верст ниже Бирюсы; эти пещеры и меньше, и частью обрушились.

Вследствие выветривания известняка, многие пещеры обвалились; следы из видны в утесах известняка по обоим берегам Енисея. По всему видно, что около Бирюсы и Овсянки было два пещерных селения, служивших, может быть, вместо укреплений, так как вблизи Красноярска кончаются высокие цепи гор, ограничивающие степные пространства Минусинского округа, где обилие курганов указывает на присутствие значительного племени, знакомого с добычей золота, серебра, меди и железа.

Горный инженер Боголюбский.

Примечание: По определению г. Черского, все кости, судя по образу их сохранения, должны принадлежать новейшему периоду. Большая их часть относится к лошади (EqunscaballusLui), несколько же других домашнему быку; наконец, два остатка, именно, левая скуловая кость с куском принадлежащего к ней зубного края верхней челюсти и одним недавно прорезавшимся зубом, а также часть черепа (лобная и темянная кости правой стороны) могут быть отнесены только к верблюду (Camelus bactrianus), причем необходимо заметить, что поверхность этих остатков, покрыта зеленым (растительным) налетом, не замечавшимся на других, вполне белых костях.

Опубликовано в июле 1881 года.

530

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.