Николаевский железоделательный завод. Письмо в редакцию.
В №109 «Сибирского Вестника», напечатана статья об упадке горнозаводского дела в Сибири, в которой между прочим, упомянуто, что кроме казенных заводов в Сибири, существует только один частный железный завод на Абакане.
Почтенному автору стати, по-видимому, ничего неизвестно о существовании Николаевского железоделательного завода, принадлежащего братьям Бутиным, следовательно, неизвестно и о производительности этого завода. В виду цели, преследуемой автором статьи, я, как управляющий Николаевским заводом беспрерывно 17 лет, считаю своей обязанностью пополнить пробел, допущенный г. А.С-ким.
Для полноты сведений, я сообщу и краткую историю существования Николаевского завода от его возникновения до настоящего времени, которая, полагаю, лишняя здесь не будет. Николаевский завод устроен был в 1847 году казной для цели горнозаводских и снабжения жителей Иркутской и Енисейской губерний железом, чугунными и железными изделиями, — как гласит об этом 2171 ст. VII т. уст. горн., изд. 1857 г. В 1865 году завод этот продан был казной гражданину С.К. Трапезникову, на праве полной собственности, который начал производство с 4 мая 1868 г. В 1870 году, завод Трапезников продал почетному гражданину Н. И. Лаврентьеву, а этот последний в 1872 году продал нерчинским 1-ой гильдии купцам, братьям Бутиным.
При казне завод действовал водными двигателями, и железо выделывалось кричным способом; при Трапезникове устроены паровые двигатели и выделка железа пошла способом пудлинговым; при этом же владельце началось и механическое производство, для чего и устроено было механическое заведение для выделки разных мелких железных вещей и машинных принадлежностей.
Железа вырабатывалось при казне от 6 до 20 тысяч пудов; при Трапезникове до 45 тысяч в год; ныне же завод производит железа, разных изделий из него, свыше 100,000 пудов и чугунного литья около 35,000 пудов в год.
С 1874 года производство железа и изделий постоянно увеличивалось и доходило до 150,000 пудов в год. В течении этого времени качество железа доведено до лучшего. Так как ранее было холодное и красно-ломкое. Выделываются все сорта железа, литье всех сортов, изделия из железа, как золотых промыслов, так и для жителей края, паровые машины, локомобили, пароходы речные и морские, лесопилки лучших иностранных систем, баржи и прочее. Подобного разнообразия производства не имеется ни на одном заводе Урала, в России и за границей; а здесь это необходимо, ибо таков спрос заказчиков, почему и выполняется все нужное. Хотя, через это, завод много выделывает и продает не очень дешевой ценой, но оно ему и достается не дешево, потому, что производство удешевляет те свои произведения, которые имеет постоянную работу и достаточный сбыт; тогда лучше приспособляются машины, лучше привыкают рабочие, и сорта, по этому, выходят дешевле; напротив же, если вещи приготовляются в единичных или малых количествах и более сложных фигур, то таковые обходятся заводу всегда дороже: даже иногда невозможно взять по стоимости; но, при общих заказах, приходится выполнять все нужды заказчиков.
В металлическом производстве, начиная с плавки руды, пудлингования и прокатки железа всех сортов, — новых сортов и нововведений нет; но улучшено многое против того, что было до 1870 года. Доменная печь плавит те руды, которые прежде считались трудно-плавкими и не плавились; ныне плавятся одни без примеси руд. На короб выплавляется чугуна 13 пудов; короб имеет 5,5 кубических аршин. Пудлингование производится на обыкновенных печах; в сену вырабатывают 120 пудов. Прокатка сортового железа производится на двух машинах: крупносортной и мелкосортной, производящийся в действие паром; листовое и кубовое – отдельно – на двух машинах, действующих водой; для обжимки пудлинговых кусков имеется паровой молот; таковой же оковки тяжелых вещей; двое ножниц для резки кубового и сортового железа.
Все сорта железа вообще имеют хорошее качество. Нет той чистоты отделки железа, которой отличается уральское и заграничное, но можно надеяться, что и это будет вскоре достигнуто. Вообще применение новых технических устройств, как горячее дутье доменной печи, так и газовые печи разных родов, пока, надо сказать – довольно трудно применить с таким народом, как имеется под рукой. Кто знает как трудно в Сибири вести дело с рабочими, тот только вполне поймет сказанное. Примером может служить статистика всех благих начинаний в Сибири: сколько, например, открывалось разных заводов и фабрик, и все это, кроме разорения, владельцам не принесло ни чего, за исключением немногих; Николаевский тоже пример: казна образовавши его, имела дешевых и при том обязательных рабочих, и то пришла к тому, что вошла в долги по заводу, отчего и продала его Трапезниковым, которые понесли миллионные убытки и тоже продали его.
Нельзя сказать того, что завод не может быть улучшен. Хотя с большими затруднениями, но постоянное преследование цели удешевления изделий и увеличения производства, управлением завода достигается. Успех увеличения производства и достижения удешевления изделий может ускориться, — главным образом от самих потребителей; чем более они будут пользоваться произведениями завода, тем скорее дадут возможность заводу расширить и удешевить производство.
В 1870 году цены на железо в Иркутске были: полосовое и шинное от 4 до 5 рублей, а теперь оно по 3 рубля за пуд в розницу и 2 р. 60 коп. оптом. Таким образом, край обеспечен железом в достаточном количестве и по ценам весьма умеренным по здешнему месту. В виду только что сказанного, едва ли справедливо сообщение автора статьи о металлических богатствах Сибири, что железа в Сибири для жителей своего нет, и оно доставляется сюда с Урала и даже из западных губерний России. Что с Урала, а тем более из западных российских губерний, не может проходить сюда железо, тому доказательство на лицо в самих ценах, существующих на него в Иркутске; по этим ценам не мыслимо для Уральских заводов было бы везти его сюда. В 1877-1878 годах железо продавалось по 2 р. 40 коп., что и теперь будет возможно; если только производство увеличится от 150 до 200 т. пуд., то Николаевский завод свободно доставит 200 или 300 т. пуд. по этой цене. Если за Байкалом и в Приленском крае железо и при теперешнем производстве здешнего завода, относительно, не дешево, то во что бы обходилось уральское железо, если взять в внимание расстояние и пути сообщения?
В заключении своей статьи почтенный автор говорит, что если постройка сибирской железной дороги скоро начнется и окончится, то она от Сибири не получит ни чего, кроме леса и строительных материалов, и строителям навряд ли придет вколотить куда либо гвоздь или костыль, сделанный на месте из сибирского железа. На это я должен ответить, что Николаевский завод, и при теперешнем его устройстве, и при настоящих условиях существования, всегда может принять заказ для железной дороги, на изготовление винтов, гаек, гвоздей, планок для скрепления рельсов, мостов, и тому подобные предметы, также и чугунное литье, — потребное для железнодорожного строительства, не требующее особых дорогих устройств, с надбавкой, конечно, денежных средств на действие завода, против той суммы, что ассигнуется сметами на годовое действие завода. Устройство же рельсов, при теперешнем положении завода, не возможно, ибо для этого понадобилось бы, прежде всего устройство некоторых приспособлений.
Для наибольшего ознакомления с деятельностью Николаевского завода не лишним считаю привести здесь перечень действующих в нем машин и орудий производства. Вот они. Доменных печей 2; действуют они попеременно; дутье холодное, зимой приводимое в движение 50-сильной паровой машиной, а летом – посредством тюрбины в 50 сил; при ней 1 кузнечный гор. Варочных печей 2, отражательная 1; дутье вагранок производится от доменной воздуходувной машины. Пудлинговая фабрика; в ней печей: пудлинговых 3, сварочных 4, калильных 2, нагревательных 1, сталетомительных 1, станков прокатных 6, ножниц 2, паровых молотов 2, по 150 пуд. каждый, к тому еще один строится; фабрика эта действует силой воды и пара; для того в ней имеются: колесо водяное в 60 сил, машин паровых для прокатки железа 2: одна в 80 сил и другая в 20 сил; тюрбина для ножниц в 8 сил и тюрбина для листовой машины в 50 сил. Кузниц 2, на 42 огня; в них паровых молотов 2, один в 21 пуд, а другой в 6 пудов, пружинный двойной молот 1, молотков для выделки гвоздей 11; паровая машина 1 в 12 сил. Дутье в горны производится посредством вентилятора, системы Ллойда, приводимого в движение той же паровой машиной. Механическое заведение; в нем два привода для передачи движения к станциям; станков: токарных 22, строгальных 1, сверлильных 8, долбежных 2, винторезных 3, шерашечный для выстрагивая гаек 1, для приготовления штукатурных гвоздей 1, тисов 22, ножниц 2, прессов 2, листозагибательная машина 1, станки эти приводятся в движение 15 сильной паровой машиной. Рудодробительная паровая машина в 6 сил. Независимо этой машины, дробление руды производится, временно и ручным способом.
Николаевскому заводу принадлежат три рудника. Руд в течении года, проплавляется от 220,000 до 300,000 пудов; руда – магнитный железняк; содержание чугуна в руде от 56 до 60 %. Флюса употребляется в плавку свыше 500,000 пуд. в год. Для заводского производского употребляется древесного угля в год от 18,000 до 24,000 коробов и дров до 15,000 однополенных сажень 0,75 четвер.
Работы производятся круглый год с небольшими остановками на праздники и для ремонта.
Рабочих бывает в заводе от 700 до 900 человек. Рабочий год, средним числом, считается в 270 дней.
Сбыт железа производится в Иркутской губернии, Забайкальской и Якуткой областях.
В Николаевском заводе, за последнее время, сверх выделываемого всех сортов железа, о количестве которого будет сказано выше, сделано восемь пароходов, а именно: «Соболь», «Тарбаган», по 20 сил каждый и «Нерчуган» в 120 сил (плавают по Амуру), «Кучум» в 40 сил, «Сперанский» в 70 сил и винтовой катер в 12 сил (по Селенге и Ангаре), «Пермяк» американской системы в 40 сил (на Лене), и «Иннокентий» — винтовой в 30 сил (на Байкале). Кроме того сделано паровых машин постоянных и локомобилей до 12, силой от 6 до 80 сил; всего выпущено заводом машин на 868 лошадиных сил.
В операции 1874-1875 г. выплавлено было чугуна 152,681 п., выделано железа, изделий и литья 75,104 п., в 1875-1876 г. чугуна 165,735 п. железа, изделий и литья 92,308 пуд., в 1876-1877 г. чугуна 204,725 п., железа, изделий и литья 106,399 п., в 1877 – 1878 г. чугуна 120,282 п. железа, изделий и литья 112,959 п., в 1879 – 1880 г. чугуна 149,671 п. железа, изделий и литья 140,902 п., в 1880 – 1881 г. чугуна 146,308 п. железа, изделий и литья 107,213 п., в 1881 – 1882 г. чугуна 196,506 п. железа, изделий и литья 125,464 п., в 1882 – 1883 г. чугуна 218,371 п. железа, изделий и литья 146,366 п., в 1883 – 1884 г. чугуна 213,000 п. железа, изделий и литья 14,000 п., в 1884 – 1885 г. чугуна 207,790 п. железа, изделий и литья 142,310 п., в 1885 – 1886 г. чугуна 213,913 п. железа, изделий и литья 139,043 п., в 1886 – 1887 г. чугуна 152,461 п. железа, изделий и литья 94,651 п., а всего за эти 13 лет выплавлено чугуна 2,349,815 пуд., железа, изделий и литья 1,574,288 пудов.
Управляющий Николаевским железоделательным заводом. Н. Глотов.12 октября 1887 года.
Опубликовано 30 октября 1887 года.