Сибирская железная дорога.
Одна за другой приходят вести из Петербурга, вести о работах по проведению сибирской железной дороги. Результаты предварительных исследований на промежутке между Иркутском и Томском уже выяснились с достаточной полнотой: проведение дороги не встретит здесь каких либо особых затруднений с технической стороны. Одновременно с приездом инженера Меженинова и доложенными им сведениями о сделанных изысканиях возбуждался вновь интерес среди ученых и техников к вопросам, связанным с проведением дороги.
Мы знаем также, что при техническом обществе в Петербурге уже возбуждался этот вопрос прошлой зимой, причем был сделан прекрасный доклад профессора Э. Петри, представляющий значение грядущей великой восточной дороги старого света не с каких либо частных точек зрения и не со стороны интересов какой либо партии, но широко охвативший его в смысле международных и общечеловеческих сношений.
Исходя из этого положения, что значение железной дороги среди страны с слабой культурой является вопросом спорным, докладчик выставляет ряд противоречий, которые доселе высказывались при обсуждении вопроса о сибирской железной дороге. Некоторые с тревогой смотрели на эту страшную силу, которая, если условия сложатся неблагоприятно, может окончательно истощить и без того уже истощаемую грубой эксплуатацией страну.
Если Сибирь во многих отношениях является страной богатой, то в тоже время рядом с изобилием некоторых естественных богатств природы, эксплуатация которых дала возможность создаваться колоссальным богатствам отдельных лиц, на каждом шагу население Сибири терпит нужду часто даже в пределах первой необходимости. То, что Сибирь будет привозить по железной дороге. – грузовая сила этой дороги определяется весьма различно разными исследователями – от 65 миллионов килограмм до 165 миллионов; различными оказываются также виды товаров, которые будут провозиться.
Из этих опасений и возражений было видно одно, что Сибирь, находясь на той ступени экономического развития, на которой она стоит теперь, не может питать железную дорогу так, чтобы эта последняя работала без ущерба для государственной казны. Мы должны обратить взоры поэтому на Сибирь будущего и должны не упускать из виду, что железная дорога может явиться тоже могучим фактором в деле развития экономического благосостояния. В то застоявшееся русло сибирской жизни, которой длинной полосой тянется вдоль современного торгового тракта, железная дорога внесет сильную, на первых порах может быть даже слишком страстную борьбу экономических интересов. Таким образом, возникает вопрос: будет ли соответствовать железная дорога всем потребностям будущей Сибири?
Существует, очевидно, соотношение, между продуктивностью будущей железной дороги и населением Сибири, не столько в зависимости от его численности, сколько от основных черт его характера, как они выработались историей.
Из каких же элементов выработалось современное сибирское население? Еще раньше, чем явилась искусственная колонизация путем ссылки, шла непрерывно, хотя и в небольших размерах, своеобразная естественная колонизация, подобная той, которой заселился когда-то север, юг и восток Европейской России. Из вольных, беглых людей, уходивших в новые, неведомые для них страны, чтобы устроиться там по-старому, но бывалому, образовались те крепкие элементы современного населения, которые претворили в себе элемент хищников. Они привлекли на свою сторону и лучшие элементы ссылки, которые несомненно существуют в этой среде; они же ведут борьбу насмерть с вредоносными элементами этой ссылки. В последнее время к этим элементам присоединился еще новый элемент – переселенцы легальные, имеющие право переселяться в Сибирь и часто покровительствуемые правительством. Но из этих пришельцев даже такие устойчивые типы, как малороссы, начинают быстро подчиняться уже ранее сложившемуся свежему, сильному типу сибиряка.
Таким образом, говорит профессор Петри, современный сибиряк является результатом амальгамации чрезвычайно разнообразных элементов. В Сибири развился своеобразный областной тип; зоологически он вполне мотивирован, вполне соответствует естественному закону миграции, по которому индивидуум, отделяющийся от своих прародителей и попадающий в область обособленную от их родины, начинает принимать здесь в этой новой области, под влиянием новой сферы природы и жизни, известные уклонения от материнского типа, уклонения, постепенно закрепляющиеся в смене поколений, благодаря приспособлению и наследованию. Такие областные типы встречаются чрезвычайно часто и даже в пределах России каждая географически обособленная область представляет известный тип населения. Почти в каждой губернии есть свой областной тип. Все исследователи Сибири констатируют присутствие известного уклонения в сибиряке от общеславянского, от великорусского типа, уклонения, дающего ему все права называться типом областным. Все исследователи согласны в том, что в физическом отношении этот уклон приближает сибиряка к более смуглому восточному типу.
Предприимчивость, смелость и самостоятельность сибиряков – вот качества, которые характеризуют в нравственном отношении областной тип юной колонии. Эти качества приобретены в борьбе с суровой природой, в борьбе, в которой сибиряк не получал ни малейшей поддержки ни откуда, так как долгое время отсутствовало всякое направление колонизационной работы и переселенцы не обладали знаниями, которые могли бы облегчить борьбу их с природой.
В общем, продолжает, уважаемый профессор, сибиряк представляет тип весьма симпатичный. Это свежий, веселый, нетронутый человек, отличающийся патриархальным гостеприимством; он юморист, большой зубоскал и горячий любитель обличений. Но сибиряк интересуется не только внешней культурной жизнью; он в тоже время является человеком, сознающим внутреннюю ценность культуры, и если прошедшие темные века выработали в нем хищника, то необходимо отметить, что новое поколение сибиряков является совершенно другим. Молодая Сибирь, как ее можно назвать в противоположность типу старых сибиряков, отличается горячей любовью к своему отечеству и при том любовью разумной. Это идеалисты, до некоторой степени, но, в силу самой сибирской природы, они вместе с тем в высшей степени практичны.
Таким образом, по отношению к современной русской Сибири, железная дорога только тогда получит громадное значение для ее будущего, когда экономические силы Сибири разовьются. Это произойдет лишь тогда, когда Сибирь выйдет из исключительного положения и совершенно перестанет быть страной ссылки.
Но за русской Сибирью стоит еще темная масса инородческой Сибири. Имеем ли мы право рисковать будущим этих аборигенов Сибири, не принимая во внимание, как печально на их судьбе может отразиться проведение железной дороги?
Не мало и теперь в Сибири народов погибших или погибающих, не мало племен исчезло или же надломлено так что и без того им предстоит конечное вымирание, если заботливая и гуманная политика не даст им больше сил и средств для борьбы за жизнь при столкновении с более культурными племенами.
Но наряду с погибающими племенами стоят и такие, которые при современных условиях жизни имеют все шансы сохранить свою индивидуальность, не подвергаясь окончательной гибели, а слившись более или менее плотно с компактной массой русского населения. Таковы киргизы, численность которых вместе с их среднеазиатскими собратьями достигает до двух с половиной миллионов. Этот свежий, нетронутый народ является несомненно способным к всякой работе. При постройке томского университета, между прочим, кочевники – киргизы оказались прекрасными каменщиками.
Еще больший интерес внушают якуты на северо-востоке Сибири, родственные по происхождению тюркским киргизам. Не смотря на борьбу с неприветливой природой и русскими победителями, эта народность все-таки выживает и увеличивается в числе. Третья народность, находившаяся отчасти под влиянием китайской и тибетской культуры, — буряты давно уже перешли от кочевого быта к более или менее земледельческому и при том рациональному и умелому земледелию. Якуты и буряты являются народами чрезвычайно способными к различным ремеслам, особенно к обработке металлических изделий.
Для большинства из этих инородцев шансы на выживание при проведении железной дороги несомненно понизятся. Не многие из них бесспорно приспособятся к новым условиям жизни; они получат свою долю выгоды от устройства железной дороги. Для остальных же степи и леса Сибири еще так обширны, что влияние дороги не скоро достигнет их и во всяком случае не застанет врасплох. Волна культуры будет все-таки медленно захватывать разные страны, даже если ход ее будет ускорен и таким могучим фактором, как железная дорога.
Во всяком случае колесо истории не остановишь! Рано или поздно на судьбе инородцев отразятся все неблагоприятные условия, которые происходят от совместного существования элементов, развитых экономически далеко не в одинаковой мере. Рядом с растлевающими влияниями высшей культуры, железная дорога может принести и другие светлые элементы цивилизации. Мысль и знания дают новые могучие орудия для охраны инородческих племен от вредных влияний грядущего хищничества и произвола экономической жизни. Все равно, рано или поздно, должна начаться борьба между лучшими элементами общества и тем хищничеством, которое теперь царит безраздельно, встречая только слабый отпор. Лучшие общественные слои оживятся, приняв участие в этой борьбе; она сплотит между собой отдельные, несвязанные элементы; она послужит почвой, на которой вырабатываются те нравственные и общественные идеалы, недостаток которых так живо чувствуется в современном сибирском обществе. То, что находило прежде горячий отклик в разных слоях сибирского населения, даже в слоях мало образованных, выльется со временем в ясные и определенные формы.
В далекой таинственной дали будущего вырисовываются неясные, заманчивые силуэты новых явлений мировой жизни, новых комбинаций взаимных экономических отношений народов. Старые богатые страны Восточной Азии – Китай, Корея, Япония, Индо-Китай весьма быстро уже идут по пути к тому, чтобы войти в круг экономической жизни. Великий океан, ограниченный с одной стороны этими богатыми странами Америки, с юга же богатыми областями Австралии и Океании, может стать со временем «Средиземным морем будущего», как называл его бывший министр путей сообщения К.Н. Посьет. Роль России в Азии может быть чрезвычайно обширна, так она непосредственно прилежит к «странам будущего» и обладает частью береговой линии Тихого океана, имея на ней многие хорошие гавани. Великая железная дорога через Сибирь даст возможность выдвинуть России на мировом азиатском рынке не только не значительной частью своих владений, но выставить богатства всех азиатских владений своих. С этой точки зрения вопрос о сибирской дороге является вопросом великой государственной важности.
* * *
Бывший английский министр кабинета Гладстона, Чарльз Дильк, недавно напечатал брошюру, в которой указывал на необходимость для Англии противодействовать возрастающей силе России на Тихом океане. С укреплением Владивостока и проведением сибирской железной дороги, борьба, по мнению Дилька, будет уже не так удобна, как теперь, когда Россия сравнительно весьма слаба на крайнем востоке.
Англия зорко следит за каждым нашим шагом на Амуре; она принимает заблаговременно меры обеспечить себе успех в случае возможных решительных событий в Азии. Этим объясняется, между прочим, та поспешность, с какой строилась канадская железная дорога, соединяющая Тихий и Атлантический океан в Британских владениях в Америке, дорога стоившая громадных денег и, однако, не имеющая важного экономического значения, так как, не смотря даже на поддержку со стороны английского правительства пароходству между Америкой и Китаем, она не может соперничать с междуокеанскими дорогами соединенных штатов.
С другой стороны в Китае также весьма заботливо следят за решением вопроса о сибирской железной дороге. Китайский полководец Ли-хунг-Чанг весьма определенно высказался корреспонденту одной английской газеты о том, что с проведением железной дороги теперешние отношения России и Китая сильно изменятся. До сих пор, по его словам, Китай был силен, а Россия слаба вдоль всей пограничной полосы; если Владивосток даже и будет укреплен, но не будет иметь быстрого сообщения с центром России, он останется изолированным.
Китай, сообщают нам английские путешественник, действительно готовится к войне в соседней с Амуром Манчжурии, которая до сих остается закрытой для доступа русских в ее пределы.
Английское представительство отлично понимает ту общность интересов, какую Англия может иметь с Китаем по отношению к нашим владениям на далеком Востоке. Манчжурия быстро колонизируется и пекинское правительство предпринимает ряд мер, чтобы сделать более успешную эту колонизацию. Конечно, китайцы не пойдут на нашу Амурскую и Приморскую область за исключением разве Юно-Усурийского края. Эти страны не могут казаться им заманчивыми. Только столичные русские публицисты, уделяя столько внимания Амуру, могут считать его холодные, неприютные долины каким-то нерлом Сибири. Новые данные и опыт колонизации показывает наоборот, что никогда богатая культура не может существовать в диких долинах среднего течения Амура. Золотая лихорадка и несколько миллионных золотопромышленных компаний – вот что притягивает теперь массы в далекую страну. Если идут туда даже с ясно сознанной целью основать на новом месте земледельческие колонии, то суровая действительность заставляет быстро разочаровываться. При той постановке переселенческого дела, какая существует теперь, при всяком отсутствии мало-мальски рациональных отводов земли для переселенцев, без всякого предварительного обстоятельного изучения новых земель, — лишь немногие попадают на земли удобные для заселения. Часть переселенцев возвращается назад. Другая и более значительная поступает на службу золотопромышленных компаний и втягивается в страшный омут сибирской жизни.
Китайские политики издавна славились свей дипломатией. Китай уступил нам Амур почти без борьбы, то есть без тяжкой кровавой, упорной борьбы, на какую пошло бы это государство, если бы ему пришлось отстаивать такую часть территории, которая имела бы большое жизненное значение. Посмотрите, как ловко умели китайцы заключить договор по поводу нашей государственной границы. С одной стороны песчаная пустынная Кяхта и голые бесплодные южные склоны окраинных гор Забайкалья, с другой плодоносные и богатые степи близ Маймачина и северной окраины Монголии и далее цветущие, быстро колонизирующиеся равнины Орхона и Селенги.
Китайцы не пойдут поэтому на Амур с тем только, чтобы завладеть левым берегом этой реки. Скорее мы, смотря с завистью через нашу границу, будем втайне думать о том, сколько там земель удобных для земледелия и ждущих русского пахаря.
Но китайцы будут сильно озабочены, видя как мы будем крепче и лучше устраиваться на Амуре. Подстрекаемый Англией и при ее непосредственной поддержке, Китай будет стараться всеми силами лишить Россию той важной роли, какая должна предстоять ей в судьбах стран, окаймляющих берега Тихого океана. Мы должны спешить прочно утвердиться на Амуре, разумно заселить здесь все, что годно для поселения, должны связать Амур с остальной Сибирью и Россией, и спешить с этим, чтобы задолго приготовиться к той борьбе за преобладающее значение на Тихом океане, которую выдвинет вероятно ближайшее будущее.
Россия не должна забывать также Сибири и ее экономического и торгового развития. Удобные пути сообщения, связав между собой отдельные части Сибири, должны проникнуть далее, способствуя развитие нашей торговли в пределах Монголии и Китая.
Опубликовано 4 июня 1889 года.