Об обновлении Китойской Христорождественской церкви.
Китойский приход есть один из самых древних приходов Иркутской епархии. По всей вероятности, он открыт был в конце XVII ил ив начале XVII в. Об нем упоминается в числе 43 церквей, вошедших в состав вновь открытой в 1727 году Иркутской епархии.
Китойское селение, до отобрания монастырских крестьян при Екатерине II-й, составляло вотчину Иркутского Вознесенского монастыря, и уже в первой четверти XVIII века населено было довольно густо; в нем жило до 178 вкладчиков Вознесенского монастыря, обязанных обрабатывать пахотные монастырские земли, по десятине со двора; 120 душ крестьян, приписанных к Иркутскому Знаменскому монастырю в 27 дворах, 28 крепостных крестьян, в 10 дворах и 75 вкладчиков Знаменского монастыря, в 18 дворах; всего, значит, пашенных, крепостных и вкладчиков Иркутских Вознесенского и Знаменского монастырей в Китое жило 401 душ. мужского пола, кроме женского (последнего, конечно, не менее), да вероятно тут были другие жилецкие люди–пахотные и ясачные-государевы (Постороннему наблюдателю и по ныне бросаются в глаза простота нравов и патриархальность жителей Китойских. Может быть, это обуславливается тем, что Китой лежит вдали от большого тракта в глуши, а может быть и влиянием монастыря и монастырских порядков в старое время). Естественно, что такое значительное народонаселение, жившее в монастырских землях, не могло долго оставаться без церкви, особенно, если принять во внимание религиозность тогдашнего русского народа, о котором летописец замечает: «где шаг – там крест, где притон – там церковь». Но когда именно построена была эта первая церковь, неизвестно, известно только, что при первом епископе Иркутском Иннокентие – в селе Китойском был полный штат причта: священник Григорий Иванов Громов, дьячок Иван Ульянов и пономарь. Эта первая церковь сгорела, тоже неизвестно когда. На месте ее стоит теперь часовня, врем от времени поправляемая и вновь сооружаемая. О построении второй церкви, существующей до настоящего времени, есть сказание в клировой ведомости 10-х годов настоящего столетия, что она построена в 1737 году. Следовательно и эта вторая церковь существует около 150 лет, древность для деревянной церкви довольно почтенная. Она и по внешнему виду, и по внутреннему устройству являла признаки древности: внутри капитальной стеной разделалась на две половины – трапезную, что указывает на участие в ее построении монастыря, и собственно церковь; кругом стен в трапезной шли лавки, еще широкая лавка по средине, в алтаре два окна световых и одно волоковое, в церкви 3 окна и в трапезной 4-ре. Печь на всю церковь одна, выдвинувшаяся на 3 четверти в вышину над полом и отапливаемая из подпола трапезной; снаружи церковь вершилась громадным куполом. Колокольня, современной церкви, построена была отдельно, в саженях 6 или 7 от церкви, и соединена была с ней глухим крытым переходом; но лет 30 тому назад переход этот за ветхостью уничтожен, колокольня разобрана, а в 1870 построена новая колокольня в связи с церковью.
150 лет существования не прошли даром для Китойской церкви; в последнее время она потребовала капитальной ремонтировки; нужно было переменить основные огнившие бревна; нужно было увеличить ее окна, чтобы дать больше света, — исправить полы и потолок, а также и печь. Все это было сделано старанием местного, молодого священника. Под основание храма подведен был сплошной ряд стоек, с прирубом новой стены от земли, где и сколько требовалось; полы и потолки настланы новые с употреблением старого, годного материала; в преградной стене, отделавшей трапезную от церкви, сделана полуциркульна выемка и устроена арка, чтобы сделать церковь более поместительной; увеличены прежние, маленькие окна; внутри церковь вся оклеена обоями, а снаружи обшита тесом; крыша на колокольне и церкви покрыта железом и окрашена медянкой, кресты на церкви позолочены, а под ними кубики покрыты звездочками. После этих исправлений, церковь Китойская получила такой благолепный вид, с сохранением своего старого типа, что ее и узнать трудно. По отзыву прихожан, существование церкви этими поправками упрочено еще на полстолетия, а нам верится, и вера наша да не волжу глаголется! что, при надлежащей поддержке, церковь простоит и столетие, потому что лес в стенах до того крепок, что с трудом поддается топору.
Эта благовременная ремонтировка церкви, древнейшего в нашей епархии памятника церковной архитектуры, всецело обязана энергии и старанию местного, молодого священника. С самого начала поступления своего на приход, он обратил внимание на необходимость исправления церкви, у которой основные бревна подгнили… Но в маленькой китойской общине в начале он не встретил желания исправить церковь по многосложности дела. Ибо ни у церкви, ни у общества не было достаточно ни средств, ни строительных материалов. Единственный капитал церкви, сбережение десятков лет, 1800 рублей, за два года перед поправкой сдал был на хранение на десятилетний срок в Иркутское отделение Государственного Банка. Все повидимому, препятствовало делу, и милостью Божьей, все препятствия побеждены. Банковые деньги выручены, по сношению с центральным Государственным Банком. Прихожанам указаны существенные недостатки и повреждения церкви, медлить исправлением которых было нельзя, и в прихожанах явилось желание исправить церковь капитально. Собрано было разными способами 2200 рублей денег, лес нужный для ремонта, прихожане согласились доставить натурой, бесплатно. И таким образом ремонт церкви начат в октябре 1884 года (подведены под весь храм лиственничные стойки), продолжен в феврале 1885 года и благополучно окончен в 1887 году (произведена наружная и внутренняя окраска, оклейка и пр.). Освящение церкви 16 июня 1885 года совершено было преосвященнейшим Макарием, епископом Киренским, настоятелем Вознесенского монастыря. Это не простая случайность. Священнодействием преосвященного настоятеля Вознесенского монастыря как бы восстановлялась древняя религиозная связь Китойского прихода с Вознесенским монастырем, который, конечно, при своих поземельных отношениях к Китойскому приходу принимал живое участие и в первоначальном построении церкви. Честь и слава молодому настоятелю Китойской церкви, давшему первый толчок к начатию святого дела, и не мало потрудившегося лично в благоуспешном совершении его!
Опубликовано 10 сентября 1888 года.