Новые водные пути в Сибири и их изыскания.
Сибирь представляет на всем протяжении богатые преимущества в сети водных путей. Огромные бассейны речных систем ветвятся от юга к северу идут непрерывно, сближаясь от запада к востоку. Мы видим, что эти реки берут начало на юге за русскими границами в приделах Китая, затем обогащаясь притоками, превращаются в громадные вместилища вод и представляют все удобства для сообщения, исключая несколько препятствий, вполне преодолимых, однако, при помощи техники.
Естественно, что этими речными путями население пользовалось издавна. По направлению этих путей началось завоевание, затем колонизация; сообразно с разветвлением рек, колонизация разветвлялась и расширялась. До сих пор остается выражение у крестьян «вывершить реку», т.е. занять от устья к вершине. Реки оказали огромные услуги расселению и занятию огромной территории русским населением. Но при первоначальной колонизации и пролагатели путей и промышленники, и торговцы, точно также как и народ, шли реками там, где это было возможно, в промежутках же перетаскивались волоком, переезжали на лошадях, тащились пешком и т.д. Первоначальный колонист занял берега рек, но он был бессилен соединить сближающиеся бассейны и укоротить расстояния. По мере появления торгово-транзитного движения в крае, население старалось также пользоваться по возможности этими путями. Мысль соединения рек в одну непрерывную сеть могла явиться, конечно, лишь с появлением в крае образованных людей, способных понять всю важность подобного дела. Сначала, впрочем, эта мысль проявлялась в мечтании писателей и разных деятелей. Так, между прочим, в начале нынешнего столетия мечтал об этом Генеденштром, известный знаток Сибири. Только в 30-х годах явись изыскания и исследования о возможности соединения сибирских рек. Эти исследования совпали с образованием в западной Сибири особого округа путей сообщения. Тогда были сделаны первые изыскания для соединения бассейнов Оби и Енисея по Тыму и Сыму, а также другим притокам. Однако, вследствие скорого упразднения округа путей сообщения, никаких начинаний для осуществления соединения рек не было сделано. Торгово-транзитное движение и знаменитая чайная торговля до самого падения этого торга шла прежним натуральным путем, то на тяжелых первобытных «коноводках» реками, то зимой на медлительно двигающихся обозах, — сибирский житель привык к этой медлительности. Мысль о соединении различных бассейнов, однако, не покидала администраторов и деятелей; известный ходатай за нужды севера М.К. Сидоров думал соединить Печору с обским бассейном.
Впоследствии планы эти развились и усложнились, при вопросе о торговом сообщении Сибири с Европой. На этом пути проявились даже практические попытки, хотя в виде более короткой Сибиряковской дороги, нашедшей ближайший волок. Далее по мере развития судоходства и пароходства на реках Западной Сибири начали расчищаться западносибирские реки М.И. Игнатов расчищает, например, Туру от карчей, точно также проведены изыскания на Иртыше и в его вершинах в 1882, 1885 гг. В 1887 г. вышел отчет инженера Чернышева об экспедиции, исследовавшей часть Иртыша и необходимости расчисток. Енисейцы начали искать также в 70-х годах возможности соединить Обский бассейн с Енисеем и, таким образом, отыскан был наиболее удобный и кратчайший Фунтосовский путь, где и были сделаны изыскания капитаном Сиденснером, а затем бароном Аминовым, результатом чего явилось осуществление канала; но канал этот, как обнаружилось, мог иметь весьма неважное значение до того времени, пока ангарский путь не будет приспособлен для непрерывного плавания. К сожалению, здесь были наибольшие затруднения, так по Ангаре встретилось до 7-ми порогов, которые заграждали путь. Давно возник и здесь вопрос о приспособлении реки к судоходству, делались описания порогов, строились планы. Но осуществиться прочным исследованиям суждено было только недавно. В настоящую минуту, как известно, работает на Ангаре особая экспедиция г. Чернцова, которая скоро привезет результаты своих тщательных исследований о расчистке русла Ангары, но рядом с этим не отстала и частная инициатива; тот же неутомимый А.М. Сибиряков взялся сделать попытку туерного пароходства и построил пароход для проложения цепи.
3-го октября в восточносибирском отделе географического общества, в присутствии иркутского генерал-губернатора графа А.П. Игнатьева, мы присутствовали при докладе г. Левитова, сообщавшего о результатах плавания Сибирякова «Св. Николай» и туера «Св. Иннокентий», прошедших несколько шивер и два порога. Нам остается прибавить только, что опыт проложения цепи и отважная экспедиция А.М. Сибирякова выказали всю энергию, какая присуща пионерам всякого предприятия. Не смотря на неудачи и несчастья постигшие пароходы, экспедиция отыскивала новые пути, пролагала цепи, рвалась с пароходами вперед, боролась мужественно со всеми опасностями. Такие подвиги не забываются и постепенно намечают и осуществляют задуманное.
Шведы и англичане, Ноденшельд и Виггенс, представляют примеры подвигов и героизма на Северном океане, но на таких порожистых реках, как Ангара, нужно не менее отваги. Пример европейских мореплавателей, пробивающихся через все препятствия Ледовитого океана, должен вдохновить и наших подвижников.
Работы над внутренними путями сообщения для нас ближе и важнее, и осуществив их, нам не будет страшна иностранная конкуренция, которой так испугалось нижегородское купечество.
Мы слышали сомнения, что траты на улучшение водных путей в Сибири едва ли будут производительны, так как имеется в виду скорое проведение железной дороги через всю Сибирь до Амура.
Нас, признаться сказать, несколько удивило подобное предупреждение, хотя, конечно, мы, сибиряки, весьма некомпетентны в европейских улучшенных путях сообщения, тем не менее не можем не сознавать, что водные пути нисколько не мешают железным паровым путям. Напротив, водные пути всегда будут могучим подспорьем; удешевляя провоз грузовых товаров, они удешевляют провозной тариф до минимума. Это истинно товарные пути, которые так необходимы сельской промышленности с ее сырьем. Часто тяжеловесный и дешевый продукт не может выдерживать длинной железнодорожной перевозки и, что называется «сходит с рельсов», т.е. не выдерживает тарифа. Грузный товар тянется сплошь и рядом подле железной дороги на лошадях. Сухопутные паровые пути доставляют наиболее выгоды в странах, где промышленность достигла высшего развития, где мануфактура господствует. Там перевозка компактного товара сконцентрированного выгодна, потому железные дороги выгодны для Европы, но и в Европе при железных путях совершенствуются водные пути, точно также как создание железных дорог в Европейской России не мешало назначить99 миллионов рублей для расчистки Волги. Только некоторые железные дороги даже в России дают доход, другие содержатся в убыток. Цель железнодорожный путей на окраине не экономическая, а совершенно другая; для эксплуатации их в экономическом положении стран предстоит еще поднять свое хозяйство, водные же пути – неотложная потребность современной промышленности и торговли. Но что вернее всего улучшение водных путей доставит наиболее пользы сельскому хозяйству и сибирскому крестьянскому населению. Нужды же большинства сельского населения и крестьянства кажется должны стоять в Сибири на первом плане.
Опубликовано 9 октября 1888 года.