О крещении Тункинских инородцев.
Читателям Иркутских Губернских Ведомостей известно, что 25 числа Мая настоящего года в Иркутском Кафедральном Соборе приняли Святое крещение главный тайша Тункинских инородцев, названный в крещении Николай Александрович «Хамаков» с семейством своим, начальниками разных родов и другими Инородцами в числе 79 человек. Это была часть тех двух сот человек, которые изъявили желание принять Св. крещение в прошлом 1856 году; но как за отдаленностью Тункинского края, остальные из намеченного числа, по домашним обстоятельствам не могли прибыть в Иркутск для принятия Св. крещения, то Преосвященный Евсевий, Епископ Иркутский и Нерченский, в тоже время как Тайша с прочими крестился в Иркутске, изъявил готовность совершить Святое крещение над остальными на местах их жительств, В Тункинском крае. Поощренные таким вниманием, Тункинские инородцы один за другими стали объявлять своим властям желание принять православную веру, так что в течении Июля и Августа готовящихся к Святому крещению, было свыше пятисот человек обоего пола.
Для цели этой Преосвященный Евсевий 9 Сентября прибыл со свитою в Торский улус отстоящий от Иркутска около 160 верст. – Его Преосвященство остановился в зимнем жилище Главного Тайши, а 10 Сентября на ручье, известном под названием Тоен, окрестил мужского пола 78 человек, и в тоже время сопутствовавшим Преосвященному, Кафедральным и местным Благочинным Протоиреем Фортунатом Петуховым, окрещено 49 человек женского пола. Того же дня вечером в квартире Преосвященного, совершалось всенощное бдение, при котором, кроме Тайши с семейством и других Христиан, молились также и некоторые некрещеные Буряты. 11-го Сентября в Гужирском селении в Никольской церкви Преосвященный совершал соборне Божественную литургию и накануне крестившиеся, причащались Святых Тайн. Сюда собрались, из числа готовившихся к крещению, 10 мужского и 6 женского всего 16 человек обоего пола, которые крещены в тот же день в реке Иркуте. 12-го Сентября в Тункинском селении против Покровской приходской церкви, в речке Тунке крещено 175 мужского и 107 душ женского пола, и 13 Сентября там же при Никольской приходской, церкви, в реке Иркуте крещено 26 мужчин и 21 женщина. В Нилову пустынь, отстоящую от Торских улусов в 85 верстах, Его Преосвященство со свитой, прибыл 14-го Сентября вечером и 15 Сентября, в речке Ихе-Угунь, ниже устья ручья Хонхолдоя, крещено 129 человек мужского пола, и по случаю довольно холодной погоды, в теплице минеральных вод: малолетних и женского пола 42 души, 16 и 17 Сентября Протоирей Фортунат там же в теплице окрестил 5 мужчин и 4 женщин. На обратном пути в селе Тунке собралось еще 46 человек, желающих креститься: 22 мужч. И 24 женщины. Они крещены в Покровской приходской церкви 18 Сентября, а 19 числа в проезд через Гужирское селение, крещено в Никольской приходской церкви 9 мужчин и 13 женщин. Так что всех принявших Св. крещение во время путешествия Преосвященного в Нилову пустынь и обратно, обоего пола было 720 человек.
При совершении Св. крещения в Торском улусе, в с.Гужирском, в Тунке и в Ниловой пустыни, соблюдался такой порядок: за сутки до прибытия Архипастыря со свитою, в известный пункт, готовившиеся к принятию Св. крещения инородцы, как кочующие в разных местах на значительном друг от друга расстоянии, были приглашены к сбору через нарочных. По прибытии Преосвященного, Протоирей Фортунат, при родовых начальниках поверял именные списки готовившихся к Св. крещению и при этом назначались Христианские имена крестящимся, большею частью по собственному их выбору. Имена означались в списках и каждому готовящемуся к крещению, для памяти, вручалась карточка с надписью на ней данного ему имени. За тем Протоирей Фортунат, получа благословение Владыки, приступал к совершению над ними оглашения. По окончании оглашения, приготовлялся крестный ход на избанном открытом месте (в Торском улусе это было близ жилища Тайши, а в других улусах близ церквей). На сие место выносились из церкви кресты, иконы и хоругви, а крестящиеся инородцы становились – мужской пол на правой, а женский на левой стороне перед святыми иконами. Преосвященный выходил на эти места из церкви, (а в Торском из своей квартиры) в мантии и на приготовленном амвоне, облекался в архиерейские одежды, по обыкновению, при пении певчих. Затем с псалмопением начинался крестный ход к реке, на которой заблаговременно приготовлены были две купели, одна от другой в некотором отдалении (одна для крещения мужчин, другая для крещения женщин. Эти купели, устроенные над рекою, обставлялись ельником). Впереди несли кресты, за тем хоругви и святые иконы; далее следовали поющие; за ними священно-служители и Владыка. За Преосвященным шли принимающие Святое крещение в том же порядке как стояли перед святыми иконами, т.е. мужчины по правую сторону, а женщины по левую. По приближении к реке, шествие разделялось на две части; мужчины шли к своей купели, а женщины в своей, отдельно устроенной (В Ниловой пустыни другой купели не устраивалось, а все женщины и малолетние отделились при прохождении мимо теплиц, в коих они и крещены). Затем совершалось таинство Св. крещения: мужчины крещены были самим Преосвященным, а женщины Протоиреем Фотунатом. При этом умилительно было видеть духовную радость крещаемых; с светлыми взорами стремились они к святой купели, как источнику новой жизни, с таким рвением, что надобно было их удерживать, чтобы Преосвященный мог возлагать руку на одного за другим, при погружении их в водные струи. Священнодействие Архипастыря очень привлекало внимание и уважение крещаемых. Не только сами крещающиеся дорожили этой честью, что они удостоились принять Св. крещение от Архиерея, но и детям своим старались доставить это счастье. Для примера укажу на один случай: в Ниловой пустыни, как выше уже сказано, по случаю довольно холодной погоды, женщины и малолетние крещены были в теплице. В то время, когда при окончании священно-действия Преосвященный совершал обряд пострижения власов несколько бурят, выйдя из рядов крестившихся, бросились бежать к теплицам. Заметив это, сторонние уговаривали их не отлучаться, на что те буряты отвечали: «в теплицах при женах наших, остались для крещения малолетние наши сыновья; мы желаем, чтобы Архиерей, если не крестил, то по крайней мере для благополучия, остриг их.»
Так как во время торжественного крещения на речках число крестившихся женщин почти всегда было значительно меньше числа мужчин, то потому и крещение их отцом Фортунатом оканчиваемо было прҌжде; отдел женский каждый раз примыкал к мужскому, а по окончании Архипастырем Св. крещения, шествие обратно к церкви происходило в том же порядке, как и к купели и останавливалось перед храмом на том же месте, с которого начинался крестный ход; здесь приносимо было благодарственное Господу Богу моление с коленоприклонением; по пропении певчими: тебе Бога хвалим и проч. говорено было к новокрещенным поучение на их монголо-бурятском наречии (какое говорил сопутствовавший Преосвященному воспитанник Семинарии из бурят Бордонов). Новокрещенные слушали его особенным вниманием и благоговением; их взоры постоянно были устремлены на говорящего и они, часто в один голос в приличных поучению местах, делали отзывы такими словами: «мы крестились и сделали христианами. Благодарим и всегда за то будем благодарить Бога. Не будем никому делать и желать зла. Будем стараться жить в чистоте и непорочности» и т. подобное. По окончании поучения и возглашения ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и всей Августейшей фамилии многолетия, новокрещенные прикладывались ко Св. кресту. После того, как все новокрещенные подошли к Св. кресту, Пресвященный с прочим духовенством следовали в церковь в предшествии Святых икон, а новокрещенные отправились к столу, который приготовляем был для них усердием добрых людей. По разоблачении в церкви, Пресвященный с духовенством и певчими выходил из церкви в мантии и, потом новокрещенные, угощенные чаркою вина и закускою, возвратились к местам своих жительств. При совершении крещения, кроме множества местных жителей Христиан и Инородцев, а так же сопровождающих Преосвященного, Земского Исправника, местного Заседателя Попова, Чиновника Общего Губернского Управления Сиверса 2-го и Офицера Иркутского Казачьего конного полка Скуратова, находились еще сторонние: Командир того полка Г. Сухотин и с семействами Иркутские купцы Яков и Василий Степановичи, Малковы и Николай Николаевич Пежемский
B.Z.
Опубликовано 24 октября 1857 года.