С Лены. Как гибнут русские изобретатели.
В 1886 году, в газете «Сибирь» (№37) была напечатана короткая заметка о замечательном изобретении, сделанном одним сибирским механиком. Заметка касается баржи принадлежащей К° пароходства на Лене наследников Базанова и Сибирякова, построенной для перевозки рогатого скота и сена из города Якутска вверх по рр. Лене и Витиму на пространстве 1500 верст на золотые промысли Олекминской системы. Автор (на сколько нам известно, автор означенной заметки – лицо весьма просвещенное, принадлежащее к свите генерал-губернатора, графа Игнатьева) этой заметки поражен был, что обыкновенной величины баржа (224 фута длины, 27 ф. ширины и 17 фут вышины) могла поместить столь громоздкий груз, как 732 живых быка и более 15 т. пудов непрессованного сена, и говорит, что такого устройства барж он не видал и в Европе. Заметка так и прошла тогда незамеченной ни публикой, ни лицами, непосредственно заинтересованными, нажившими благодаря новым баржам сотни тысяч. А между тем, не смотря на то, что это, по-видимому, маленькое изобретение в речном судостроительстве дало возможность хозяевам дела нажить большие деньги (и до сих продолжают еще наживать!), а рабочим на промыслах иметь дешевое, хорошее, свежее мясо, — сам изобретатель не только не был своевременно поощрен или вознагражден, но остался без куска хлеба, и, как большинство идейных людей, на столько горд, что не пойдет кланяться, унижаться и просить о помощи у тех, кто пожал обильные плоды его идеи, ни разу не вспомнив о нем, угнетенном нищетой.
Мне известна вся маленькая историйка этого изобретения.
Из Якутска, вверх по Лене, на золотые промыслы нет дороги, и до устройства вышепомянутой баржи быки на промысли гнались берегом Лены, по местному выражению «камнями»; это выражение вполне точно обрисовывало характер скотопрогонной дороги, по которой, действительно, большую часть пути, на протяжении 900 верст, несчастным животным приходилось карабкаться по каменистым и утесистым берегам Лены. Можно себе представить, в каком виде, здоровые в Якутске, быки, после полуторамесячного пути достигали до места назначения – на промыслы: они приходили хромыми, искалеченными, изнуренными, словом, чуть живыми, кожа да кости. Понятно, какое получали мясо рабочие от такого инвалидного скота! А сколько еще, падало его в пути.
При помощи новой баржи сделалось возможным доставлять на промыслы скот из Якутска в восемь суток и притом невредимо, в теле в полном жиру; точно также и с берегов р. Вилюя скот пригоняется теперь только до берега р. Лены, где он также грузится на эти баржи. Таким образом, благодаря строителю баржи, пища рабочих на Олекминской системе, в главнейшем продукте питания – мясе, значительно улучшилась и удешевилась.
Выстроена была первая благодетельная баржа на одном из островов р. Лены, лежащим против станции Нохтуй (или Мачи) в течении зимы 1867 и 1868 года, — точно не припомню, — управлением пароходства Д.Е. Бенардаки и К°. Пароходство заподрядилось, по контракту, якутскому купцу Ивану Платоновичу Колесову перевести в 10-му июня 1869 года пароходом из г. Якутска, на резиденцию промыслов братьев Трапезниковых, на правом берегу р. лены, напротив станции Нохтуй, 450 быков и до 10,000 пуд. сена. Управление поручило постройку баржи, могущей вместить этот груз, своему служащему, фамилию которого не считаю себя вправе назвать. Не мало было потрачено строителем времени и труда на составление чертежей и моделей. Пока его настойчивость и талантливый ум не разрешили вполне этой трудно задачи. 12 ноября, после молебна, сделана была закладка баржи, по чертежам изобретателя, а через шесть месяцев – 10 мая, готовая баржа была уже спущена в воду. Строитель баржи немедленно послал с эстафетой в Якутск к И.П. Колесову следующую телеграмму: «Баржа готова; нельзя ли, Иван Платонович, приготовить к 22 мая не 450 быков, а 700, и до 15000 пуд. сена». Депеша эта была получена в Якутске Колесовым во время присутствия городской управы, председателем которой, т.е. городским головой, в то время служил Иван Яковлевич Шестаков, и Ив. Плат. Колесов старшим членом. Известие это тотчас же распространилось по городу и возбудило между обывателями споры и толки. Никак не хотели верить, чтобы в баржу таких размеров можно было погрузить не только заподряженный груз, но чуть ли не двойное количество. Горячие споры перешли в пари. Один только И.П. Колесов был непреложно уверен в строителе, ибо знал его хорошо, как за человека настойчивого и положительного, верного исполнителя своего слова. Колесов предлагал сомневающимся держать пари, и действительно, между ними и городским головой Шестаковым состоялось пари на пять тысяч рублей: написано было соответствующее условие и деньги с той и другой стороны положены были за руки кассиру управы. Ожидаемая баржа пришла в Якутск 22 мая, менее чем в четверо суток, на глазах всех обывателей Якутска погрузила все бывшее в наличности для отправки количество груза в числе 523 быков, 37 лошадей и до 12000 пуд. сена, и 26 мая, в 4 часа пополудни, пароход с баржей, поднял якорь, благополучно отвалил из Якутска, а Колесов выиграл пари. Еще в то время, более практичные люди советовали строителю хлопотать о привилегии на его остроумную постройку баржи, но, будучи занят еще другим изобретением, он так и не последовал благому совету, твердо уверенный, что хозяева не оставят без внимания его заслуги.
А между тем в 1870 году дела Д.Е. Бенардаки пошатнулись. Для ликвидации их в Сибири послан был из Петербурга некто А-в, один из тех дельцов, которые больше способны разрушать, что случайно подвернется им под руки, не забывая себя, чем вдумываться и оценивать какую либо полезную идею и ее применение к делу.
Могла ли подобная личность оценить изобретение строителя баржи, когда таковая в числе других, вместе с пароходом, была продана за 40.000 р. К° Базанова и Сибирякова, между тем как один только пароход в 80 сил, высокого давления, выстроенный в Бельгии на известном заводе «Кокерил», стоит с доставкой на Лену более 100 т. рублей! Изобретение и сама баржа в глазах ликвидатора не имели никакой цены и пошли покупателю, в виде придачи. Конечно, компания, купившая наследие Бенардаки, воспользовалась изобретением и пользуется им и по настоящее время, устроив потому же типу, ни в чем не изменив чертежи строителя, вместо деревянной – железную. Таким образом, в течении восемнадцати лет эксплуатируется другими полезное изобретение, а автор его и по сие время, как мне доподлинно известно, терпит самую сильную нужду. Такова уже должно быть судьба большинства российских изобретателей, особенно же в нашей матушке Сибири! А право не мешало бы таким миллионерам, как наследники Базанова, владеющим теперь чуть не восьмой частью недвижимой собственности Иркутска, обратить внимание на участь строителя баржи и хоть теперь обеспечить ему под старость теплый угол и кусок хлеба.
Опубликовано 20 апреля 1888 года.