С р. Илима, 18 ноября 1878 г.
Нижнеилимская и карапчанская волости, с населением до 10,000 челов., в отношении медицинских пособий, находятся в самом безотрадном положении. Окружный врач – раз, а много два, т течении года, посетит нас, да и то только проездом. Громадность расстояний. На котором разбросан киренский округ, исключает такую возможность бывать ему чаще и оставаться здесь подольше. Врача у нас всецело заменяют фельдшер и целый легион знахарей, и наговорщиц. За то уж, когда посетит наши палестины незваная гостья – эпидемия, она долго царит здесь, похищая легкую и обильную добычу… Наши доморощенные доктора разводят руками… Нет надобности говорить, — на сколько полезна для нашей стороны вся эта непризванная корпорация, это и без того понятно. Пред нами, при всей его важности, стоит другой вопрос, разрешение которого желательно в положительном смысле, вопрос о введении у нас штата сельского врача. Нет надобности доказывать необходимость этого нововведения, — дело говорит само за себя. В самом деле, есть ли хоть какая-нибудь возможность нашему врачу, даже при весьма честном отношении к делу, одному относить обязанности городского врача, окружного лекаря и сельских врачей?!..
Наши предложения относительно возможности перевозки енисейских товаров на Лену илимским волоком, высказанная в прошедшей корреспонденции, успели оправдаться на деле. До Каймоновой (что на волоке) благополучно доставлены были на колесах; оттуда по р. Куте, на плотах сплавлены были до Усть-Куты. Правда, доставка товаров стоила не дешево (сказывают около рубля, за 140 верст); но это объясняется новостью дела, неумением местных извозчиков взяться за него. После первого удачного опята, можно с достоинством рассчитывать, что на будущий раз перевозная цена понизится наполовину. Ведь находят же возможным здешние крестьяне возить тяжести из г. Енисейска до Илима, на расстоянии около девяти сотен верст, самым первобытным способом, за 50-70 коп, с пуда. Здешнему мужику решительно негде зашибить лишнюю копейку… Надо полагать, что через наш Илим енисейская торговля на Ленне в продолжительном времени разовьется в весьма значительных размерах. В Усть-Куте и теперь уж открыта постоянная торговля разными товарами от енисейцев.
Улов стерляди у наших соседей – карапчанцев ныне, говорят, был весьма завидный; споров за право владения рыбными ямами, повторяющихся ежегодно, крестьянское общество не избегло и ныне. Потребовалось вмешательство местной полицейской власти. Не можем не пожелать ещё раз, чтобы вопрос о праве пользования рыболовными ямами разрешен был законным порядком и тем положен был бы конец так давно продолжающихся столкновениям за это право, между крестьянами разных селений карапчанской волости. По нашему крайнему разумению спорный вопрос о рыбных дачах можно бы разрешить так: на основ. действующих гражданских законов право собственности слагается из трех отдельных прав: права владения, права пользования и права распоряжения. Когда все эти права соединяются в одном физическом, или юридическом лице, тогда право собственности есть полное. Но когда право на имущество ограничено пользованием, владением, или распоряжением, тогда это отдельное владение, или пользование состовляет само по себе отдельное право… Когда, по распоряжению правительства, отводятся казенные земли, или угодья городам, или казенным селениям в надел, то право собственности на эти земли сохраняется казне, а городам и селениям принадлежит одно право владения. Только по праву полной собственности на землю владелец её имеет право на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящихся, и, словом, на все ее богатства.
В виду этого положительного законы, могут ли иметь место и заслуживать внимания жалобы крестьян, в дачах коих находятся рыбные ямы, на крестьян других селений карапчанской волости, за их, якобы, самопроизвольное и незаконное пользование чужим добром? На приведенные наши цитаты мы смотрим как на попытку так и иначе решить спорный вопрос о пользовании рыболовными ямами, находящимися в дачах крестьян Бадарминской деревни. В течении последних двадцати лет сама уездная администрации сознавала, что неосновательно дозволять пользоваться ямами одним бадарминцам, по этому чуть не каждый год состовлялись общественные приговора о совместном улове рыб бадарминцами с крестьянами прочих селений. Но приговора эти имели только временное значение; — обязательная сила их изсчезла вместе с лицом, дававшим им санкцию. Положительного же закона на этот счет не давалось.
Последняя иркутская почта, принесла нам известие о поездке в наш укромный уголок губернатора. Губернаторское посещение здесь составило бы. Так – сказать, эпоху. С Цейдлера наши старожилы не запомнят губернаторской поездки. В виду безостановочного проезда волоком, со стороны братской и илимской волостей, с целью дорожной чистки и расширения полотна, выслан народ в значительном количестве.
С р. Илима, 18 ноября 1878 г.