​По вопросу о проведении дороги с Ангары на Киренск.

Несколько лет тому назад, между ленскими золотопромышленниками был возбужден вопрос о проведении скотопрогонного пути с Ангары, в 800 в. от Енисейска – на Киренск, и для исследования местности в этом направлении снаряжалась от к° г.г.Базанова и Сибирякова комиссия или партия, как называют её на Лене, под управлением одного из служащих этой к°, при сотрудничестве, кажется г.Завиши. Известно, что партия исследовала этот путь, но какое заключение вывела о нем, и почему предприниматели остановились в дальнейшем исследовании этой цели, неизвестно.

Бывший киренский исправник г.Шутенко представил в общество содействия русской торговли и промышленности проект о проведении железно-конной дороги в том направлении. Проект был одобрен и представлен, куда следует, на утверждение; на так как требовалось не одно утверждение, но и деньги, то из этого проекта ни чего не вышло. Таким образом вопрос об этом пути, если не канул в вечность, то покамест отложен; а между тем, жаль, что он заброшен; Это мы говорим потому, что если бы он был обсуждаем публично, то в результате получилось бы, что ничего особенно страшного и для казны и для карманов богачей тут нет, а дорога проводилась бы, так сказать, сама собой; все зависит от того, как взяться за дело. Быть может, и наши выводы, — покажутся кому-нибудь утопиями, как случилось с проектом г.Шутенко, но мы собирали подробные сведения об этом предмете во время путешествий своих по нижней Тунгуске, Ангаре и Лене, и убедились в возможности этой «утопии». По всему этому решаемся предложить её вниманию читателей. Предполагаемый нами способ проведения пути с Ангары на Лену есть колонизация по направлению этого пути.


Партия к° Базанова и Сибирякова отправилась из Киренска и вышла в деревню Кату, на устье р.Каты, впадающей в Ангару, в 800 вер. от Енисейска и в 150 вер. ниже устья Илима. Местность, по которой она следовала, представляет возвышенную равнину, изобилующую ручьями, речками и реками, так что каждый дневной переезд приходился у какого-нибудь источника. Ни каких непреодолимых препятствий в смысле громадной затраты труда, следовательно и капитала, на всем пути нет. Хотя и встречалась партии одна топь – на пространстве семи верст по рч.Чуле, притоку Подкаменной Тунгуске, но стоило только пересечь реку выше на 60 верст, и болото было бы обойдено. Леса, сенокосных и пастбищных мест здесь вдоволь. Вопрос заключается в том, может ли быть местность хлеборобною? От разрешения этого вопроса зависит, конечно, весь успех предприятия.


Во время путешествия в 1875 г. по Нижней Тунгуске (на Енисее) мы лично убедились в возможности хороших урожаев хлебов в этой местности. К сожалению, здешние жители, надеясь на местных эксплуататоров, довольствуются самой не значительной разработкой земли под пашни и для сенокошения, от чего и бывает недостаток в хлебе и сене.


Жители селения Бурского, по Непе, притоку нижней Тунгуске, почти в 200 верстах расстоянии от Киренска, на ю-з., столько производят хлеба, что не только сами пропитываются им, но прокармливают кочующих тунгусов, выменивая от них пушнину и имеют всегда в запасе на черный день порядочное количество.


Что хлеба сравнительно хорошо родятся на Ангаре и на Лене до Якутска, это известно; конечно, бывают периодически неурожаи, но это по закону природы, где из не бывает? Страдают неурожаями самые хлеборобные губернии России. Надо принять во внимание и то обстоятельство, что недород хлеба в последние неурожайные годы на Лене был лишь у тех жителей, которые не заботились о расчистках новых мест и вовсе не удобряли земли (!) тогда как состоятельные жители, например в с.с. Триском, Красноярском, Воогином, Кривых Луках, Баньщиковой не знают неурожаев. – Таким образом местность по линии предполагаемой дороги с Каты на Киренск имеет все данные для удовлетворительных урожаев хлеба и для колонизации. Расстояние между Ангарой (с.Ката) и Киренским на Лене, по карте составленной на основании исследования партии г.г. Базанова и Сибирякова, оказывается в прямом направлении 300 с небольшим верст, а по пути каким следовала эта партия, конечно с уклонениями от прямого направления 407 верст. Это последнее расстояние можно принять на первый раз за норму для определения, в каком количестве потребуется здесь население. Для большой обеспеченности в достижении цели, каждое селение должно состоять не менее, как из 4-х семейств (по закону менее 3-х семейств новое поселение не допускается) и устроено на местах удобных для нужд крестьянских, по возможности около речек; последнее обстоятельство поведет, конечно, к неравномерному распределению расстояния между селениями, что впрочем не особенно важно, но в сложности можно предположить его от 20 до 30 верст между каждым селением; следовательно, на расстоянии в 400 вер. потребуется 16 селений, по 4 семейства в каждом, всего 64 семейства, а если считать начальные два пункта на Ангаре и Лене населенными, то потребуется только 14 новых селений с 56 семействами.


В силу одной необходимости имеет общение с жителями Ангары с одной стороны и с другой – Лены для приобретения нужных для такого захолустья предметов потребления, инструментов, хозяйственных принадлежностей и проч., новоселы мало по малу проложат кое какие дороги, сначала в виде тропинок, а затем установится и тележные дороги; но на это, без разорения поселенцев потребуются десятки лет. Из этого следует, что устройство поселений и устройство дороги – два предприятия, хотя тесно связанные одно с другим и одно без другого не мыслемые, но тем не менее совершенно особые. Прежде всего скажем, что и то и другое едва ли может быть предпринято правительством. Если оно займется делом колонизации, у него найдутся земли в Сибири южнее киренского округа; такие переселения и обойдутся ему дешевле. Тоже должно сказать о дороге. Она бесспорно полезна; поскольку нужно ещё путей в местностях, более населенных! И так наши предположения могут осуществляться только частной инициативой и в особенности ленских золотопромышленников, наиболее страдающих от дороговизны провоза и заинтересованных его удешевлением. Как устроить это дело, — мы пока не будем говорить, предоставляя высказаться людям, более заинтересованным в этом деле. Что касается переселенцев, то их найдется довольно, хотя бы между нашими земляками, вятчанами глазовского уезда – весьма сходной по климатическим условия с киренским. Во всяком случае прежде всего потребуется научное исследование указанной местности, а затем уже вопрос о колонизации и устройстве дороги выяснится, как выяснятся и способы его осуществления.


Польза предполагаемой дороги сознается и жителями Лены. В прошлое лето в Киренске скотское свежее мясо (соленного не бывает) не продавалось дешевле 8 руб. пуд, а зимой, пожалуй, цена была и повыше!, — тогда как, существуй та дорога, такой баснословной цены ни в каком случае не существовало бы (кроме однако ж случая падежа скота), так как на Ангаре цены на мясо никогда не существовали выше 2 руб. за пуд; если предположить рубль на пуд, за прогон скота или доставку по дороге мяса, все-таки население Лены было бы в громадном выигрыше. Тоже надо сказать и о доставке хлеба, в случае не урожаев на Лене и в ирк. Губернии, когда цена на ржаную муку доходит в Киренске до 4 р. За пуд. И теперь, не смотря на ангарские пороги, находят возможным сплавлять товары из Енисейска на Илим и на Лену. В последнее время доставка эта значительно увеличилась; в прошлое лето от одного купца А.С.К. отправлено до 30000 пудов. Доставка эта совершается следующим образом. Приплывают в Енисейск свободные или ранее заусловленные ангарцы и илимцы и, по известной цене, доставляют, «лямкой» тяжести к месту назначения, на устье Илима или даже по Илиму до Илимска, на лодках, вместимостью от 450 до 550 пудов; такую лодку тянут три-четыре человека; а если спешно, то на две смены. Для подъема через пороги нанимаются особые рабочие. В продолжении трехлетнего ведения торговых дел по ангарско-ленскому волоку мы помним только неосторожную пропажу, на Кошинской шивере, на 600 руб. Кокорина; после этого случилось ещё от самонадеянности доставщика С., в Мурском пороге потеря на 2-3 т. руб; и это при допотопных способах доставки. До устья Илима на доставку из Енисейска этим способом цена существовала: в 1877-1878 г. от 50 коп., в 1879 г. при большем спросе на доставку и малом приплытии лодок доставка от 80 коп. до 1 р. 40 коп., в 1880 г. 70 коп. с пуда, в сложности из Енисейска до Каты стоимость доставки будет отходить от 40 коп. до 70 коп.


Если бы по новой дороге довелось вести тяжесть с Ангары со своим кормом, то и в таком случае провозная плата не обойдется дороже одного рубля с пуда; следовательно, доставка из Енисейска до Киренска будет стоить самое большое 1 р. 70 к. с пуда, а из Ирбиты и Томска не свыше 2 р. 50 к. или 3р., тогда как теперь провоз с пуда по всему этому пути обходится не менее 6 и 7 рублей.


С осуществлением предполагаемого пути, в силу естественной потребности в сбыте, неизбежно последует открытие сообщения с Канска прямо на Кату, хотя на первый раз для прогона скота и лошадей, чему особенных препятствий не представится, так как до сих пор существует уже путь, удобный для этого из Канского округа на дер.Баньщикову, находящуюся в недальнем расстоянии от устья Илима вверх по Ангаре. Даже в последние две зимы, вследствие ленского вздорожания, перевозились этим путем с р.р.Муры, Чуны и Оны припасы, отправленные, с доставкой на Каймоновскую пристань, сравнительно выгодно, а – что главное, это служило подспорьем на Лене с одной стороны, и с другой – дана возможность жителям захолустья сбыть свои произведения по сравнительно выгодным для них ценам и в тоже время довольно заработано крестьянами, участвовавшим в перевозке
их.


Прогон этим путем через Баньщикову на Лену в Усть-Кут скота в большем количестве неудобен тем, что на нем нет свободных пастбищ, в которых и особенно в сене, при недостаточности мест для сенокошения, крайне нуждаются жители Илима, между тем как в прокорме его по пути через Кату, никакого затруднения не встретится.

Н.Катаев

Опубликовано 30 августа 1881 г.

790

Видео

Нет Видео для отображения
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
.