Ангарские пороги. Часть 1.
(Из записок Д.Д. Ларионова. Прочитано в заседании иркутского губернского статистического комитета 23 ноября 1870 г.)
Почти до половины XVIII столетия, когда не было хорошо устроенного сухого пути, Ангара, при всех неудобствах, опасностях и затруднениях плавания по ней, больше столетия по необходимости служила единственным путем сообщения между обеими половинами Сибири и Китаем через город Енисейск; затем путь этот мало по малу был оставляем и ныне совсем брошен. Ходят по Ангаре купеческие суда, сплавляется лес и плоты только от озера Байкала до города Иркутска, где плавание по ней совершенно безопасно и удобно, а ниже лодки и суда торговцев спускаются еще до тех пор, пока плавание по ней более или менее доступно т.е. до села Братского или до устья Оки. Далее вниз, по трудности опасности сплава судов через пороги, год от года плавание уменьшается и производится только при особенной необходимости, Как то: сплавляют казенную соль по губернии и в енисейскую губернию, лодки и суда мелких торговцев, ездящих по деревням, лодки с известью и чаи в г. Енисейск и проч. До 1865 г. сплавлялся хлеб, когда он был очень дешев и закупался для приисков енисейских систем, но ныне не сплавляется. Вверх же поднимаются бичевой – с солью от иркутского солеваренного завода до г. Иркутска и далее до оз. Байкала, на расстоянии 120-ти с небольшим верст. Потом еще две или три барки в лето поднимутся с устья Оки из Николаевского завода с железом, а уж с устья Ангары через пороги суда давно не поднимаются. Да, глядя на пороги, величину их, видимую опасность, ненадежность благополучного прохода через них и трудность перегрузки и перетаскивания грузов и судов, не хочется верить, что в старину тут шли и промышленники, и купеческие товары, служилые и боевые люди, ну словом все шло этим путем; но так как это было то теперь нам остается только удивляться предприимчивости и бесстрашию наших сибирских предков и полагать, что не мало разбилось судов их, погибло людей, не мало претерпевали они страху и переносили трудов при перетаскивании грузов и добра своего по берегу, что чрезвычайно затруднительно и теперь; суда свои, надо полагать, в больших случаях разбирали, что затрудняло им проход этих мест еще более.
Ангара, беря свое начало из озера Байкала, под 52° северной широты и между 122° и 123° восточной долготы, протекает всю губернию с угла на угол с юв. на сз. по округам: иркутском, серединой балаганского, по северу нижнеудинского и по западной стороне киренского на протяжении 980 верст. Она стремительно быстра по всему своему течению, и, хотя имеет в некоторых местах большие каменистые мели и косы, но, говоря вообще, очень глубока от самых истоков своих. Глубина ее по фарватеру от истоков до г. Иркутска 3 и 5 сажень, а ниже все глубже и глубже; так у устья р.Оки доходит местами до 10-ти сажень, а у устья р. Илима и до 20-ти. По всему течению своему она имеет много островов, из которых многие представляют твердыню заселенную, а некоторые гористы и лесисты. Берега ее от оз. Байкала до Иркутска – правый представляет возвышенную отлогость, по которой и проложен почтовый тракт до озера, а левый состоит из весьма высоких большей частью уже разрушившихся и неприступных гор и скал; От Иркутска же, наоборот, левый берег местами более имеет пологостей и больше доступен к ходу по нему вверх бичевою, тогда как правый значительно гористее, во многих местах, представляя неприступные каменные стены. Ниже устья р. Оки, или села братского, начинаются пороги (За некоторые подробности, указанные мне в бытность мою в братской волости в июне месяце м.г., собственно для осмотра порогов Ангары, Оки, Ии, я много обязан и благодарен крестьянину села братского Иннокентию Воротникову; (ныне действительного члена статистического комитета) он, собственно, женлая только быть полезным и из любознательности и любопытства, охотно вызвался после выезда моего оттуда еще раз проплыть все пороги и сообщить мне кое что по моим вопросам. На сколько мог, исполнил, сообщив мне в письме от 31 июля).
Первый порог на Ангаре, называющийся Похмельным, отстоит от с. братского и устья Оки в 6 верстах. Правую сторону (берег) его составляет утесистая довольно высокая гора; ширина его во всю реку у надплыва (Надплывом называется предпорожье, т.е. пространство, где вода уже начинает спираться и биться о передовое гряды камней порога, и стремится, образуя особую струю к воротам порога, куда стараются попасть, подходя к порогу) к воротам одна верста, сами ворота (проход) или стреж, как называют местные жители, в предпорожье сажень 15, а в середине порога не более 5 саж., почти прямые, но имеющие направление косвенное от правого берега к левому; вал в пороге хотя и умеренный, но однако ж пенистый; течение весьма быстро; в длину порог не более версты, а падение воды 3,5 сажени.
Второй порог Пьяновский в расстоянии от деревни пьяновой 4 версты, от братского 14 верст; шириной во всю реку у надплыва две версты, в самом же пороге не более версты; оба берега реки здесь составляют утесистые, весьма высокие горы; главные береговые ворота несколько извилисты, вал в них умереннее, чем в Похмельном, потому что они глубже ворот Похмельного; затем в пороге еще есть двое ворот, в которых вал сильнее и течение воды быстрее. Береговые ворота у надплыва шириною до 20 саж., а в середине не более 10; длина порога 1,5 версты, падение же воды 4,5 сажени.
Третий порог Бык – это более ничего, как гряда камней и крупных плит, не везде совершенно плоских, а большей частью овальной формы, расположенных поперек реки во всю ширину ее; длина его не более 10 сажень; здесь есть тоже своего рода ворота прямые, но крайне опасные в случае неправильного входа в них, потому что плиты чрезвычайно остры и при столкновении с судном неминуемо сделают ему большие повреждения. Также замечательно тут еще то, что между Пьяновсиким порогом и Быком течение изумительно быстро.
Четвертый порог Падун, залегающий в 1,5 верстах от села падунского в 31,5 верст от села братского; ширина его в предпорожье версты три, а в самом пороге не более версты во всю реку; ворот в нем трое: двое береговых у обоих берегов и одни стрежные; ширина стежных ворот не более 10 сажень, а береговых 9, 7 сажень; предпорожье стрежных ворот сильно извилисто, в самой стреже лукообразно; а береговые ворота как в надплыве, так и в самой стреже еще извилистее по всей длине их, весьма мелки и опасны, так что судов пускать по ним не возможно, потому что плиты в среднюю воду почти на виду, а в малую совсем голу. По ним спускают только лодки и то с большой опасностью, так как нужны большие усилия, чтобы отправиться с лодкой при крутых саженных волнах (Вот самый обыкновенный случай из ряда встречающихся в порогах несчастий и гибели людей. Береговыми воротами спускалась легкая лодка и все ныряла по валам благополучно, но в предпоследнем залавке (залавком называется то место, где вода сбегает с ужасной быстротой и сильным шумом с гряды плит, идущих от берега в реку поперек ее; эти места образуют собой как бы уступы, вслед за которыми опять гряды плит и опять такие же уступы) лоцман ошибся, направив лодку влево от слива не больше как на четверть аршина; лодка села на плиту, что хотя раза три и было раньше, но она каждый раз была снимаема волной в ту же минуту. Гребцы, раздевшись сошли в воду на плиту и начали сталкивать лодку, направляя ее носом в слив, по которому следовало плыть; но кормчий не мог совладать с веслом и лодка переменила положение, направившись рулем поперек вала; ее опрокинуло на бок, бросило в залавок (а тут, где вода сбегает с залавка, обыкновенно глубоко); зачерпнуло водой и выбросило далее по течению на другие плиты; кормчего чуть не выбросило из лодки веслом в реку; люди же, выходившие на плиту, спаслись только тем, что не потерявшись бросились в лодку при опрокидывании ее, успев ухватится за борта). Величина вала в главной стреже еще больше до 2 саж. Длина порога 1,5 версты; падение воды до 7,5 сажень; течение необыкновенно быстро, так что стрежными воротами проплывают порог этот в две минуты. Правый берег реки составляют весьма высокие отвесные скалы.
Пятый порог Дубынинский или Долгий, в 7 верстах от с. Ильинского, а от братского в 80; длина его 7 верст, ширина во всю реку в предпорожье и в самом пороге с небольшим верста. Стрежевые ворота в ширину сажень до 15, извилистые, волны величиной в сажень, а в большую воду бывают до 2 саж., находятся ближе к правому берегу; тогда как другие береговые, у самого левого берега, шириной около 6 сажень, прямые, но с лежащими на пути большими камнями, между которыми и приходится спускающимся судам лавировать; волны в них бывают до сажени величиной. Главными воротами порог проплывают в 7 минут, а береговыми в 15; течение воды с виду, как будто обыкновенное, а на самом деле чрезвычайно быстрее, стремительное. По ту и по другую сторону порога идут огромные горы с страшными утесами, особенно в подпорожье, плывя около которых чувствуется невольный страх и опасение, потому что в некоторых местах части утеса откололись и стоят на тонких основаниях, совсем отделившись от утесов, некоторые из них наклонились в реку, как бы падая, что впрочем и бывает. Предпорожье порога этого на расстоянии двух слишком верст, все усеяно по дну каменьями, но меньшей величины, чем в самом пороге, и хотя качки тут нет, но вода шипит и клокочет так, как бы начиная закипать в котле.
Шестой порог Шаманский в киренском округе, в 100 верстах от долгого порога у с. Шамановского. Река здесь до порога разделяется на две протоки, имея ширину более 2,5 верст; ниже их начинается порог, продолжающийся на шесть верст между гранитных островов и утесов и имеющий падение в 6 саж. 2 аршина. Суда проплывают его в 8, 10 минут. Особенно страшен этот порог, потому что кроме скрытых в нем громаднейшими волнами, равняющимися с верхом судна и захлестывающими его, водоворотов, на нем дуют всегдашние ветры, большей частью противные, переменяющие свое направление беспрестанно сильными порывами.
Седьмой порог называется Лоси или просто «шиверой» залегает в 50 верстах ниже устья р. Илима, в киренском же округе; свойства его почти те же, что и порога Бык, т.е. это простирающийся поперек всей реки ряд кармакулов, между тремя не большими утесистыми (каменными) островами, но зато за ним, ниже по течению Ангары, на 46 верст река во множестве усыпана подводными камнями и шиверами, при весьма не большой глубины (менее сажени), отчего особенно в малую, плавание тут весьма затруднительно и опасно.
Вот это семь главных, замечательных и особенно страшных порогов, залегающих по Ангаре в иркутской губернии; затем еще три порога, более других опасные, встречающиеся по устья: Аплинский, Мурский и Стрелочный находятся уже в енисейской губернии.
Опубликовано 02 января 1871 года.